Финансы в Беларуси. Обзор событий с 22 по 29 октября 2007 года

0
22

Одним из главных финансовых событий прошедшей недели можно назвать озвучивание основных параметров бюджета страны на следующий год. Проект главного финансового документа рассмотрели 24 октября депутаты нижней палаты парламента. 

Сразу следует оговориться, что в этом году проект бюджета поступил позднее обычного — в прошлом году, к примеру, бюджет начали рассматривать уже в июле. Согласиться с документом парламентариям предстоит в декабре, времени для корректировок остается не так уж много. Впрочем, это только лишний раз подчеркивает мизерную роль белорусских народных избранников в принятии столь важного финансового документа. Это в соседних России и Украине кипят нешуточные страсти по бюджету — каждая фракция лоббирует интересы представляемой группы. Максимум же, что могут сделать белорусские депутаты — озвучить в преддверье выборов вопросы избирателей. Причем, заранее зная, каков будет ответ. 

Вот и на этот раз при обсуждении проекта бюджета депутаты все же поинтересовались, куда делись более 100 млрд. рублей, высвобожденные после отмены льгот: в документе нашли отражение лишь 60 млрд. рублей, тогда как отмена льгот «освободила» порядка 160 млрд. Как и следовало ожидать, оказалось, что средства просто распылились по другим «социальным» статьям. 

В отличие от проекта бюджете-2007, в этом году разработчики заложили в черновую версию документа предполагаемое изменение цены на энергоносители. В итоге дефицит бюджета прогнозируется на уровне 2,2 трлн. рублей — именно такая цифра заверстана в черновом варианте. К слову, в этом году, по информации вице-премьера А.Кобякова,  повышение цен на нефть и газ стоили белорусской экономике более 2 млрд. долларов.  

Министр финансов Николай Корбут признался журналистом, что в следующем году придется прижаться еще больше. По его словам, уже сейчас потрачено 68% доходной части бюджета — это очень много. А в следующем году придется еще сложнее. 

Если учесть, что отрицательное сальдо во внешней торговле товарами и услугами за 9 месяцев перевалило 1,3 млрд долларов, то становится понятно, что к новым ценам на энергоносители экономика страны адаптируется плохо. И прижаться, действительно, придется, несмотря на нежелание некоторых чиновников это признавать. Есть еще один вариант — экономические реформы и привлечение инвестиций, но пока об этом в правительстве всерьез, похоже, не думают. Хотя следует отметить, что внешнеэкономическая деятельность страны в последнее время несколько активизировалась: ведутся переговоры с китайцами, проданы несколько госпакетов акций, и даже была озвучена мысль о возможной продаже белорусских НПЗ. Правда, достойного покупателя все никак не найдется.  

Не потеряло белорусское правительство и надежды получить таки кредит от РФ — во всяком случае, на прошлой неделе Николай Корбут в очередной раз подтвердил — да, ждем, надеемся. 

Если говорить о проекте бюджета на следующий год, то его можно назвать оптимистичным. Доходная часть заверстана в размере 50,6 трлн. рублей (+6,6% к уровню этого года), расходная — 52,8 трлн.(+15%), сообщил замминистра финансов Владимир Амарин. 

На финансирование социальной сферы в расходной части бюджета выделено 30 трлн. рублей, это 60% от общего объема расходной части.  

Традиционно, «самое пристальное внимание в следующем году планируется уделять увеличению заработной платы» всех слоев населения, в особенности же бюджетников. По планам зарплата бюджетников будет увеличиваться на 5-7% ежемесячно, и в среднем будет составлять 700 тысяч рублей. 

На финансирование здравоохранения в проекте бюджета заложено 4,9 трлн рублей (рост 16% к уровню этого года). Минимальный норматив оказания медпомощи на одного жителя страны определен в размере 502,7 тысяч рублей. На образование в следующем году планируется потратить 6,4 трлн рублей (рост 16,6%), на культуру 580 млрд рублей, на спорт — 417 млрд. 

В следующем году правительство не намерено уходить от практики господдержки убыточных предприятий. Во всяком случае, в помощь реальному сектору экономики планируется направить 12,4 трлн рублей, из которых 3,5 трлн уйдет на финансирование АПК, 1,8 трлн — на субсидии нефтеперерабатывающим предприятиям и 1,52 трлн — на строительство объектов республиканского значения («Минск-Арена», стеклозавод в Шклове и т.д., в 1,5 раза больше, чем в этом году!). 

Местные бюджеты сформированы в размере 17,8 трлн рублей. 

«Как вы понимаете, существенное влияние на формирование бюджета оказывает рост цен на энергоносители, — подчеркнул Амарин. — Но тем не менее дефицит бюджета у нас пределах мировых норм — 3% ВВП». 

По словам чиновника, при формировании бюджета было учтено, что отменились льготы, поэтому расходы на транспорт несколько сократятся, а на ЖКХ — немного увеличатся. Планируемое повышение тарифов на коммунальные услуги не сможет окупить всех расходов на эту сферу, считает замминистра, поэтому и было принято решение о незначительном (2-3%) увеличении субсидирования этой сферы. 
 

В следующем году также планируется отменить 4 налоговых платежа, объединить 2 в один и в целях компенсации этих нововведений увеличить ставку НДС на 2%. 

Будут отменены два местных сбора, которые фактически превратились в дополнительные налоги — сбор за осуществление торговли и сбор за осуществление строительства на территории административного центра. Будут отменены и отчисления в фонд стройнауки — их в полной мере компенсируют отчисления в инновационный фонд, которые в этом году существенно возросли. И самое главное, по мнению чиновников Минфина достижение — правительство решилось расстаться с одним из оборотных налогов — с налогом на пользователей автомобильных дорог. 

«Оборотные налоги оказывают не лучшее влияние на экономику субъектов хозяйствования, мы это прекрасно понимаем, — сказал замминистра финансов Иван Шунько. — И наши партнеры — другие страны давно от таких налогов отказались. Но мы сделать это пока не в состоянии». 

Вот и в этом году правительство так и не смогло расстаться с отчисления в фонд поддержки сельскохозяйственной науки, хоть и отдает себе отчет, что для предприятий это тяжелая ноша. Да и отмену так называемого дорожного налога правительство собирается компенсировать увеличением ставки НДС до 20%. 

Самые существенные преобразования в следующем году претерпит экологический налог. Как и всегда, все делается для облегчения расчетов и выплат, поэтому в проекте бюджета предлагается переложить функцию уплаты налога на владельцев полигонов твердых бытовых отходов (раньше уплачивали предприятия, которые эти отходы захоранивали) — это снизит количество плательщиков с 15 000 до 170; снизить количество вредных выбросов, которые облагаются налогом, с 600 до 46; преложить уплату налога на производителей стеклотары, а не на ее потребителей. Предложены и некоторые другие изменения. 

Некоторые преобразования в сторону облегчения, по обещаниям Шунько претерпит и методика расчета налоговых выплат. Например, налог на прибыль будет исчисляться исходя из валовой прибыли предприятия. 

Вообще же с 2005 по 2008 год общее количество налоговых платежей в Беларуси снизилось примерно на 15, количество инструкций МНС — с 15 до 6, объем этих инструкций — с 610 до 280 страниц.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here