Конец вялотекущей конкуренции

0
162

В ближайшие годы силам белорусской мобильной обороны, предстоит долгая и упорная борьба с «турецким нашествием». Новичок life:) намерен серьезно подвинуть старожилов рынка. Это значит, что о вялотекущей GSM-конкуренции в Беларуси можно забыть раз и навсегда. С какими же силами два крупнейших отечественных оператора встречают новоявленного конкурента?

Абоненты

Привычное состояние белорусского рынка — лидерство МТС и почетное второе место Velcom. На конец сентября соотношение абонентских баз у GSM-операторов было 4 миллиона 161 тысяча человек, против 3 миллионов 525 тысяч (у шедшего третьим тогда еще БеСТа зафиксировано всего 191,7 тысяча абонентов), то есть у МТС — преимущество в 635 тысяч пользователей.

На первый взгляд кажется, что отрыв МТС от второго места огромен. Однако на самом деле, самый крупный оператор страны однозначно и безоговорочно лидирует лишь в Витебской области. Даже тяготеющих к красному оператору Брестской и Гродненской областях есть велкомовские анклавы — Пинский и Ошмянский районы. Что касается самых денежных районов Беларуси — столицы и области, то здесь «разброд и шатание». В Минской области с небольшим преимуществом побеждает МТС, зато сам Минск — до сих пор велкомовский город. Могилевская и Гомельская области, за исключением Мозырского и некоторых более мелких районов также предпочитают Velcom.

 

 

Конец вялотекущей конкуренции

И самое неприятное для МТС — динамика. С прошлого года абонентская база Velcom растет быстрее, чем база МТС. Третий квартал 2008 года эту тенденцию только подтвердил — соотношение приростов абонентских баз составило 156 тысяч абонентов у «желтых» против 134 тысяч у «красных».

Маркетинговая политика

Попытки переломить ситуацию МТС предпринимал. Во второй половине лета компания ввела целых три тарифа. Однако все нововведения были рассчитаны узкие группы потребителей (как, например, ориентированный на выезжающих заграницу «Турист»). Зато у Velcom летом все было просто и эффективно. Во-первых, пользователи планов «Открытый» и «Открытый 100» с 16 июня и до конца лета не платили абонплату. А во-вторых, с 1 июля были запущены тариф «PRIVET, КАНИКУЛЫ!» и летняя акция в которой предоставлялись 1000 бесплатных SMS и внутрисетевые разговоры по цене от 30 рублей за минуту.

Осенью соотношение предложений не изменилось. Первые 10 дней сентября МТС проводил акцию «Включайся» (в которой предлагал до нового года начислять пользователям на счет ежемесячные бонусы в 2,5 или 5 тысяч рублей). Учитывая, что бонусные средства можно расходовать лишь на внутрисетевые вызовы, новые абоненты даже самого престижного тарифа «Профи 120» получали, таким образом, всего около 150 внутрисетевых бонусных минут. Конкурент ответил ассиметрично и 11 сентября позвал «всех на Velcom», предложив абонентам 500 внутрисетевых минут по 1 рублю.

Конечно, тариф у Velcom получился нишевый, с возрастными ограничениями, но зато с трехкратным преимуществом по силе бонуса. В связи с этим, тариф «Родной», который МТС ввела 26 сентября на результаты квартала уже никак не повлиял.

Разговорчивость абонентов

Утешает лишь то, что абоненты МТС по телефону говорят по-прежнему почти в полтора раза больше, чем абоненты конкурента. Официальная статистика МТС говорит о 500 минутах в месяц — это фантастические для любого рынка цифры. Однако, на самом деле, для корректного сравнения с результатами Velcom эту цифру надо разделить на два. Таковы особенности учета трафика крупнейшего белорусского оператора, который к длительности входящих вызовов прибавляет длительность исходящих.

Впрочем, дели не дели, но Velcom'овские 163 минуты в третьем и даже 165 минут во втором квартале все равно не сопоставимы с результатами МТС. Даже если принять поправку окажется, что абоненты МТС ежемесячно выговаривали 252 минуты зимой и 237 минут c весны до середины осени.

Интересно, что во втором квартале абоненты velcom разговаривали больше, чем в третьем, в отличие от абонентов МТС, разговаривавших практически столько же. Это говорит о том, что белорусы начали адаптироваться к новой системе тарификации. Напомним, что в конце мая на некоторых тарифных планах Velcom тарификация с 12 секундной изменилась на посекундную после первой минуты. В результате пользователям, чтобы не терять на округлениях, стало выгоднее разговаривать реже, но дольше.

Деньги

Исторически сложилось, что абоненты Velcom платят больше за меньшее количество минут — эта тенденция неизменна. Выручка с каждого из них за месяц в третьем квартале в среднем составила $11,4 против $9,98 у МТС (во втором квартале $10,8 против $9,6, в первом — $9,8 против $8,9).
Рост показателя у обоих операторов объясним сезонной составляющей и колебаниями курса доллара. В МТС отмечают также растущую популярность мобильного интернета.

Зато чемпионом по валовой выручке с начала года остается МТС — 727 миллиардов рублей, против 720 миллиардов у Velcom. Для разницы в 635 тысяч пользователей — это незначительный отрыв.

Что дальше?

Самый главный момент — в будущем число абонентов у белорусских гигантов будет расти меньшими темпами, объем потребления — расти, а выручка — падать. Возможно, в IV квартале рекламные акции помогут «дедушкам» отечественного GSM-рынка снивелировать снижение доходов, но в 2009-м — будет не в пример сложнее. Ну а абонентам, которые, соответственно, будут получать больше за меньшие деньги — остается только радоваться тому, что эпоха вялотекущей конкуренции осталась в прошлом.

bybanner.com

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here