Курс на экономию

0
20004

В соответствии с директивой №3 в Беларуси создается целостная система экономии топливно-энергетических и материальных ресурсов, направленная на повышение конкурентоспособности экономики страны, увеличение эффективности использования всех видов топлива, энергии, сырья, материалов и оборудования. Решение этой задачи требует совместных усилий государственных органов, организаций и граждан республики. Но не секрет, что наиболее ответственный «фронт работ» сегодня у энергетиков Беларуси.

В Министерстве энергетики разработан отраслевой план мероприятий по реализации директивы №3 об энергосбережении и рациональном использовании ресурсов, создана комиссия по контролю за экономией и рациональным использованием топливно-энергетических и материальных ресурсов. Соответствующие комиссии в ближайшее время будут образованы и на местах — в республиканских унитарных предприятиях, производственных объединениях отрасли.

Как отмечают в Минэнерго, подготовленный план включает более 30 мероприятий. В него, в частности, входят организационные меры, направленные на экономию энергетических и материальных ресурсов; будет организована работа внештатных инспекторов по надзору за эффективным использованием ресурсов. Запланировано подготовить комплекс мер по обеспечению к 2020 году импорта из одной страны-поставщика не более 65% объема потребляемых энергоресурсов. В плане предусмотрена также разработка укрупненной программы строительства АЭС в Беларуси, реализация мероприятий по реконструкции действующих и строительству новых хранилищ газа, перевод котельных в мини-ТЭЦ, мероприятия по сокращению потерь в тепловых сетях и по использованию вторичных энергоресурсов. В бизнес-планы подведомственных организаций Минэнерго уже включен раздел «Энергосбережение», предусматривающий максимальное использование местных видов топлива.

«В Беларуси доля своих энергоресурсов — 16,8%. Поэтому для нас основные приоритеты — это энергосбережение, энергоэффективность и увеличение доли собственных ресурсов в топливно-энергетическом балансе», — сказал заместитель министра энергетики Беларуси Леонид Шенец. По его словам, в соответствии с директивой №3, должна быть скорректирована Концепция энергетической безопасности и повышения энергетической независимости Республики Беларусь. В настоящее время завершается работа над «ключевым документом, определяющим направления и необходимые условия развития топливно-энергетического комплекса на перспективу».

Проектом концепции предусматривается снижение энергоемкости ВВП в 2010 году не менее чем на 31%, в 2015-м — не менее чем на 50%, в 2020-м — не менее чем на 60% к уровню 2005 года. Это позволит Беларуси к 2020 году снизить энергоемкость ВВП с 400 до 210-220 кг нефтяного эквивалента на $1 тыс. ВВП и выйти по этому показателю на уровень Швеции.

К 2012 году не менее 25% объема производства электрической и тепловой энергии в стране будет обеспечиваться за счет использования местных видов топлива, вторичных энергоресурсов и альтернативных источников энергии. По мнению специалистов департамента по энергоэффективности Госстандарта Беларуси, эта цифра может быть еще выше. «В настоящее время, когда значительно выросла цена на газ, и она будет продолжать расти, более экономичным по использованию будет древесное топливо. И если раньше надо было применять какие-то административные рычаги, то сейчас сами руководители организаций осознают необходимость использования местных энергоресурсов», — считает исполняющий обязанности первого заместителя директора департамента Андрей Миненков.

Потребляя местные виды топлива, наша тепловая энергетика становится менее зависимой от внешних поставщиков и от колебания цен на импортные энергоресурсы. Потенциал здесь очень большой. Например, объем использования древесины в республике на все цели (топливные, строительные, изготовление мебели и другие) составляет лишь половину от ее ежегодного естественного прироста. Так что древесное топливо — а современные технологии позволяют обеспечить его эффективное сжигание — еще ждет своего часа. Это не только дрова, но и древесная щепа, отходы деревообработки, отходы лесозаготовок, санитарных рубок леса, опилки, лигнин. Кроме того, важным видом топлива является торф. Еще один ресурс, с которым белорусские специалисты связывают большие надежды, — это солома и другие отходы растениеводства.

В соответствии с проектом концепции энергобезопасности предусматривается диверсификация поставок в республику нефти, природного газа, электроэнергии, угля и ядерного топлива. В Беларуси будет внедряться современное энергосберегающее оборудование и технологии. Планируется создание угольных ТЭС и гидроэлектростанций малой и средней мощности, мини-ТЭЦ, а также производств по выпуску биотоплива, ветроэнергетических установок, биогазовых комплексов, установок, использующих энергию твердых коммунальных и иных отходов.

По словам специалистов, в решении задач по энергосбережению у каждой отрасли есть свои особенности, но есть и одинаковые проблемы. Например, и в промышленности, и в коммунальном хозяйстве существуют котельные, которые проектировались в советские времена и являются слишком мощными, не соответствуя сегодняшним потребностям производства. Получается, что оборудование работает с недозагрузкой, низким КПД, соответственно, нерационально расходуются энергоресурсы. В этой ситуации необходима установка нового современного оборудования либо передача нагрузки от данного энергоисточника на ТЭЦ Минэнерго. Еще один вариант — наряду с выработкой тепловой производить электрическую энергию. Сегодня современные технологии позволяют вырабатывать электроэнергию с удельным расходом 150-170 г условного топлива на 1 кВт.ч. — почти вдвое экономичнее, чем на конденсационных станциях — такое оборудование будет внедряться на предприятиях различных отраслей Беларуси.

Кроме того, в настоящее время завершается корректировка Государственной комплексной программы модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов в 2006-2010 годах. В ней будут усилены акценты на энергосбережении.

Экономия и бережливость становятся ключевыми факторами поступательного социально-экономического развития белорусского государства. В этих целях директивой №3 поручено руководителям государственных органов всех уровней управления организовать жесткий контроль за рациональным использованием топливно-энергетических и материальных ресурсов. В Беларуси к 1 августа 2007 года будет создана республиканская межведомственная комиссия по контролю за экономией и рациональным использованием топливно-энергетических и материальных ресурсов.

Как известно, важен не только контроль, но и стимулы — как моральные так и материальные. В соответствии с директивой, выполнение показателей по экономии и увеличение использования местных энергоресурсов считаются важнейшими критериями оценки работы руководителей государственных органов и иных госорганизаций. В связи с этим правительство до 1 сентября 2007 года должно установить зависимость оплаты их труда от выполнения данных показателей. Будет определена также система поощрения организаций, подчиненных местным исполнительным и распорядительным органам, и индивидуальных предпринимателей за экономию и бережливость.

Экономический механизм стимулирования энергосбережения в 2007 году начнет работать во всех отраслях народного хозяйства Беларуси. Он подразумевает, что предприятия могут направлять финансовые средства, полученные от экономии энергоресурсов, на премирование персонала, закупку нового энергоэффективного оборудования и дальнейшее внедрение энергосберегающих мер. Содействие отраслевым ведомствам в разработке научно-обоснованных экономических механизмов стимулирования энергосбережения оказывает НАН Беларуси.

Экономия и бережливость — это принцип, который сегодня должен выполняться на каждом рабочем месте, в каждой квартире. И тогда реализация на практике подходов, предусмотренных директивой №3, будет способствовать значительному повышению эффективности национальной экономики и качества жизни граждан Беларуси.

Милена АНУФРИЕНОК, БЕЛТА