БанкИТ: «Банковская сфера — это та сила, которая поднимает всю белорусскую ИТ-индустрию на новый уровень»

0
217
В 17 веке ни один капитан не мог представить своё судно без парусов. Он прекрасно понимал, что отправляться в плаванье с голыми мачтами бессмысленно. Так же в 21 веке ни один директор не может представить свой банк без ИТ-отдела. И чем лучше функционирует этот отдел, тем успешнее банк будет держаться на плаву и сможет привлечь клиентов.  
 
Каждый банк стремится предложить клиентам широкий спектр услуг. Взять хотя бы «интернет-банкинг».  Зачем стоять в очередях и тратить драгоценное время, если оплатить телефон или электричество можно из своей квартиры? Высокие технологии успешно интегрировались с банковской сферой, но нет предела совершенству, а значит, было о чем поговорить на VIII Международном форуме по банковским информационным технологиям, который проходил  16 и 17 ноября 2011 года.
 
Более 800 участников в течение двух дней обсуждали существующие проблемы, делились опытом. Форум уже давно вышел за рамки республиканского и география участников впечатляет: Россия, Украина, Казахстан, Литва, Латвия, Германия и США.  Значение форума огромно, ведь на банковскую сферу равняется как промышленная и  торговая, так и другие сферы. Как отметил Бунас Михаил Григорьевич, директор отделения продвижения корпоративных решений IBA: «На текущий момент банковская сфера – тот паровоз, который тянет всю ИТ в республике вверх, вперед. Многие нормативные акты, которые поднимаются здесь, становятся стандартом де-факто в остальных структурах».
 
Программа форума предлагала 5 тематических секций.
•    Стратегическое и оперативное управление банком;
•    Организация и управление ИТ в банке;
•    ИТ-решения для развития банковского бизнеса: технологии и инструменты;
•    Современные тенденции построения центров обработки данных и развития ИТ-инфраструктуры;
•    Системы информационной безопасности и электронный документооборот.
 
По традиции открыл Форум Веремейчик Олег Владимирович, начальник Главного управления информационных технологий Национального банка Республики Беларусь. Выступление было богатым на цифры —  докладчик рассказал о применении информационных технологий в банковской системе Беларуси и о результатах анкетирования «Обзор состояния, тенденций и перспектив развития информационных технологий в банковском секторе», проводившегося среди банков в августе – ноябре 2011 года.
 
По данным анкетирования, приоритетным направлением развития банковской сферы является повышение качества обслуживания, расширение каналов продаж и линейки продуктов. Новые каналы обслуживания постепенно занимают своё место среди традиционных. Несмотря на то, что более 50% ответили, что предпочитают совершать операции в отделениях банка, за этот год значительно выросло использование мобильных каналов SMS-банкинга (17%) и интернет-банкинга (21%). Что касается операций по пластиковым карточкам, то они занимают лишь 25% от общего объема операций физических лиц в банковских учреждениях Республики Беларусь. Для повышения качества ИТ-решений банки советуют ИТ-компаниям повысить уровень методологической проработки при поставке задачи, функциональность предлагаемых решений и уровень взаимодействия «заказчик-исполнитель».
 
Подводя итоги, Олег Владимирович Веремейчик заметил, что несмотря на то, что кризисный год оказал отрицательное влияние на развитие ИТ, банки в условиях жестокой конкуренции всё острее ощущают необходимость внедрения новых технологий. В этом году так же наблюдается большой интерес заказчиков к разработке мобильных каналов обслуживания.
 
Наиболее интересным для слушателей показался международный опыт развития дистанционных банковских услуг – в своем докладе Антон Кекс, технический директор компании Codeborne (Эстония), привел пример развития Интернет-банкинга в странах Прибалтики. «В данных странах сейчас самый инновационный интернет-банк в Европе. 98% банковских операций проводится в Эстонии с помощью интернет-банка, заполняется 92% налоговых деклараций, 24% населения на выборах голосует онлайн. В автоматическом режиме можно принимать платежные поручения, оплачивать телекоммуникации, осуществлять планирование своих расходов и следить за ними». В связи с высоким удобством интернет-банка люди перестали посещать филиалы, в результате «Сведбанку» пришлось закрыть некоторые свои отделения, так как их сотрудникам просто не было, чем заниматься.
 
Успех компании Codeborne очевиден, именно поэтому журнал «Global Finance» неоднократно называл систему лучшей в Европе. По словам Антона Кекса, система их компании интегрирована с другими системами и ей можно пользоваться в любой стране Европы. Для этого нужны ID-карточка с чипом и мобильный телефон. «Сначала, конечно, были попытки фишинга, но в Эстонии все такие случаи раскрыты. Используется также проверочное изображение. Клиент выбирает картинку из тысяч других и когда он заходит в систему, видит именно свою. Мошенник не сможет ее показать клиенту и получить его пароли. Кроме того, всегда видно, из какой страны клиент заходил в систему и когда».
 
Нововведением этого года стали специализированные семинары, связанные с вопросами виртуализации систем хранения и защиты данных и вопросами систем безопасности. Расширилась и аудитория заинтересованных слушателей. Появился новый сегмент: страховые компании, опытом с которыми поделился  Михаил Галушка, эксперт в области страхования от компании Nexum Insurance Technologies. Докладчик рассказал о типичных ошибках страховых компаний, которые только начинают интернет-продажи. Разобрал по полочкам составляющие факторы продаж: удобство и цену. Не забыл упомянуть о маркетинге и предостерёг страховщиков от инвестиций в  «старые» способы маркетинга (телевиденье, радио), которые не дают нужного эффекта. Слушатели  отметили, что доклад носил не столько теоретический,  сколько практический характер.
 
«Это мой первый опыт участия в форуме БанкИТ и впечатление положительное, потому что за относительно небольшое количество времени мы получили максимум информации. Я не люблю присутствовать на семинарах, где очень долго рассказывают о том, как корабли бороздят просторы мирового океана, у меня исключительно практическая направленность. Я пришел на семинар с целью получить результаты, которые смогу применить не через пол года или год, а уже завтра, чтобы заняться улучшением возможностей онлайн-продаж. Возможность посмотреть, как развивались интернет-продажи на примере других компаний и возможность в цифрах узнать о  результатах успехов и провалов различных направлений интернет-продаж была очень полезна», — поделился Андрей Марченко, директор по экономике страховой компании «Кентавр».
 
Помимо семинаров и секций были и другие формы обсуждения вопросов. Тема круглого стола «Управление ИТ — надо ли что-то менять, и как могут помочь международные стандарты и опыт?» вызвала множество споров. Стоит ли выпускать документ, стандартизирующий взгляд управления на ИТ-технологии? Должна быть это рекомендация или законодательный проект? Как отразится такое решение на малых и средних банках, чьи бюджеты не так велики? Эти вопросы возникали в процессе дискуссии, но нельзя сказать, что участники пришли к какому-либо решению. Создание распоряжения, которое обязует банки стандартизировать подход к ИТ-технологиям ограничит функционирование малых и средних банков. Весь ИТ-бюджет которых равен бюджету одного ИТ-проекта в крупном банке.  Вопрос о необходимости стандартизации остался открытым и наверняка будет поднят и в следующем году.
 
После круглого стола коллега из России Сергей Ямов, директор департамента ITSM-решений компании Helios IT Solutions, поделился впечатлениями: «Во-первых, я был приятно удивлен зрелостью и «взрослостью» вопросов, которые мы здесь осуждали.  Люди понимают, что и зачем делается. Во-вторых, я считаю, что послушать друг друга — колоссальный опыт для участников. Если судить по поведению зала, то активность такая же как и в России. Точно также живо интересуются реальным опытом внедрения. С такой подготовленной публикой приятно работать. В любом государстве, возьмем Америку или Европу, есть организации разного уровня зрелости, но важен Общий фон и в Беларуси он очень положительный».
 
На форуме не раз говорили о том, что 2011 год выдался непростым для финансово-кредитной сферы, о том, что бюджеты банков на 2012 снизились. Не раз понимался вопрос о том, как находить золотую середину между потребностями банка и оплатой расходов ИТ-компаний.  На него хорошо ответил генеральный директор "СТ Групп" Александр Муковозчик: «Все зажаты в тисках. Потому что доходность и рентабельность у банков падает. Но и ИТ-компании по многим причинам не могут снижать свои расценки. Выход только один. Отставать просто не выгодно. Банки, которые сейчас сумеют спрогнозировать расходы, найдут бюджет для ИТ и выгодно инвестируют, через 3-4 года получат от этого больше доходности».
 
Форум «БанкИТ’11» закончился, а банкам и ИТ-компаниям нужно сделать правильные выводы и выбрать направление развития для того, чтобы в следующем году снова собраться в ноябре и рассказать о своих успехах и предложениях.
 
Тимощенко Анна