Автомагистрали в России будут жить долго и счастливо

0
115
Министерство транспорта окончательно определилось со стратегией превращения российских дорог в нормальные транспортные магистрали. Бороться с низким качеством строительства и скверным ремонтом Минтранс будет с помощью контрактов жизненного цикла (КЖЦ) и концессионных соглашений. Как заявили в транспортном ведомстве, сейчас в России уже заключены два концессионных соглашения с иностранными компаниями («Скоростная трасса Москва-Санкт-Петербург 15-58 километры» и «Обход города Одинцово»).
 
В следующем году транспортное ведомство намерено заключить первые контракты жизненного цикла на строительство, ремонт и обслуживание автомагистралей. Ведомство разработало поправки в концессионное законодательство с целью адаптации этой распространенной в мире модели к российской действительности.
 
В частности, КЖЦ активно используется в ряде стран Европы (в Великобритании, Франции, Финляндии). В России пилотными проектами КЖЦ станут несколько участков федеральных трасс «Дон» и «Беларусь». По мнению экспертов Минтранса, такая схема будет выгодна, поскольку уже сейчас стало очевидным, что содержать российские дороги лишь за счет бюджетных средств невозможно – помимо стремления подрядчиков снизить свои расходы на строительство, это ведет к катастрофически низкому сроку «жизни» российских дорог. Их надо ремонтировать каждые 6 лет, а капитальный ремонт предусмотрен 1 раз в 12 лет, но в реальности даже чаще. Все это оборачивается разрушенной транспортной инфраструктурой и постоянно растущими расходами на ее приведение в порядок. По оценке ассоциации «Радор», потребность в капитальном ремонте только региональных дорог в нашей стране составляет около 603 миллиардов рублей в год, а в 2010 году на эти цели было выделено всего 7,7 миллиардов рублей.
 
В схеме КЖЦ частный оператор будет сам на основе жестких стандартов не только строить автодороги, но и эксплуатировать их, а его расходы будут ему постепенно возмещаться из бюджета. При этом сам бюджет получить возможность в случае коммерческого использования этих дорог и зарабатывать на них, взимая через госкомпании плату за проезд. Опыт такой деятельности в России уже есть – этим занимается ГК «Автодор», которая на платном участке трассы «Дон» получает свыше 1,1 миллионов рублей в день (при трафике в 17 тысяч автомобилей).
 
Как считают в Минтрансе, КЖЦ хороши тем, что мотивируют частных инвесторов к применению самых современных технологий, рассчитанных на максимальную долговечность дорог – ведь за внеплановые ремонты могут быть наложены даже штрафы. В целом правительство России планирует инвестировать только в этом году в дорожную отрасль около 700 миллиардов рублей, а к 2015 году построить до 10 тысяч километров новых автомобильных и региональных дорог. Если практика с КЖЦ и концессиями окажется удачной, то Минтрансу удастся одним выстрелом убить двух зайцев – не только построить новые дороги, но и привести в порядок уже существующие.