Белорусская экономика становится убыточной целыми отраслями

0
197

В белорусской промышленности работать в убыток начинают уже не только отдельные предприятия, но и целые отрасли. С нового года появилось сразу пять отраслей, у которых рентабельность реализованной продукции ушла в минус.

До последнего времени убыточных отраслей в Беларуси не было. Ситуация изменилась в январе. По его итогам ниже «ватерлинии» опустились микробиологическая промышленность, целлюлозно-бумажная, мясная и молочная. А в феврале к ним добавились стекольная и фарфорово-фаянсовая, а также лесозаготовительная. Среди этих отраслей худший показатель рентабельности у мясомолочников — минус 5,2%. При этом еще по итогам шести месяцев прошлого года эта отрасль показывала прямо противоположный результат — плюс 5,5%. Однако уже в декабре этот показатель упал почти до нуля (0,6%).

По данным Белстата, ряд отраслей работают с низкой прибылью: тракторное и сельскохозяйственное машиностроение (7%), мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность (5%), автомобильная (4,6%), химическая (4,1%) и текстильная промышленности (4%).

За два месяца более чем в два раза упала рентабельность и по всей промышленности — до 7,2% против 17,3% в январе-феврале 2008 года.

По мнению руководителя аналитического центра «Стратегия» Леонида Заико, ничего удивительного в этом нет. «Чудес не бывает. Это говорит лишь о том, что мы вступаем в экономический кризис. Те, кто не адаптировался к новым условиям, не убрал лишнюю рабочую силу, не снизил издержки, зарплату, объемы производства, уходят в минус», — отметил экономист «Белорусским новостям». Также одной из причин снижения рентабельности реализованной продукции могло быть резкое падение цен (в 2-3 раза) на внешних рынках. В частности, это произошло в молочной, нефтеперерабатывающей, лесной, машиностроительной отраслях.

Количество убыточных предприятий в первые два месяца выросло на 11% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Всего чистый убыток имеют 604 предприятия (29,5% от общего числа). Сумма чистого убытка промышленных предприятий выросла в 5,6 раза.

Наибольшие убытки получили пищевики (157,8 млрд. рублей), а также предприятия машиностроения и металлообработки, легкой, химической и нефтехимической, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.

Леонид Заико считает, что этот показатель занижен. «Часть своих издержек по бухгалтерии руководители предприятий скрывают. Однако это все вылезет к середине года, когда придется рассчитываться за взятые кредиты», — отметил он. По итогам первого полугодия эксперт прогнозирует 45% убыточных предприятий. При этом он не исключил, что мы можем вернуться к ситуации середины 90-х годов, когда количество убыточных предприятий в отдельных регионах (Могилевской и Витебской) превышало 55%.

«Рост числа убыточных предприятий может говорить только об одном: они выполняют прогнозные показатели. Они взяли кредиты, закупили комплектующие и сырье, выпустили продукцию, положили ее на склад, и теперь у них нет денег», — считает Леонид Заико. Учитывая, что президент запретил снижать темпы производства и другие прогнозные параметры, ожидать улучшений вряд ли возможно, считает эксперт. «В этой ситуации была бы логичной демонстрация директоров предприятий по центральному проспекту Минска с плановыми показателями в руках вместо транспарантов», — отметил он.

Согласно данным Белстата, промышленные предприятия стали меньше зарабатывать. За январь-февраль 2009 года они получили чистой прибыли на 78,2% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Рост цен на промышленную продукцию составил 20,7%.

Напомним, в декабре правительство разрешило госпредприятиям продавать свою продукцию ниже себестоимости (то есть фактически в убыток) как на экспорт, так и на внутренний рынок. Это было одной из антикризисных мер поддержки промышленности, призванной помочь предприятиям разгрузить свои склады и ускорить оборачиваемость средств. Впрочем, разрешено это далеко не всем, а лишь тем, кто, в частности, работает с положительной рентабельностью. Такая мера была введена правительством на год — до 1 января 2010 года.

Однако на минувшей неделе президент Беларуси Александр Лукашенко выразил озабоченность тем, что белорусская продукция «иногда реализуется по цене ниже себестоимости». «Я задал правительству один вопрос: а по какой цене вы продаете, и какова рентабельность этой продукции? Это вопрос номер один. Нам не просто надо сбыть продукцию. Сейчас придумали мотивацию к этому: нам надо рынки удержать, поэтому в убыток будем торговать. А где возьмете потом оборотные средства? Где взять потом деньги для возобновления производства?», — возмущался президент на минувшей неделе в ходе рассмотрения кадровых вопросов.

Терпеть работу в убыток предприятий Лукашенко дальше не собирается. «Поэтому все — первый квартал закончился, и с апреля никто не имеет право какой-либо вид продукции продавать убыточно», — предупредил он.

Впрочем, разгрузить склады эта мера не помогла. Соотношение складских запасов к среднемесячному объему производства выросло с 61,1% в декабре 2008 года до 91,8% в марте 2009-го.

naviny.by