Главным итогом 2012 года для белорусского автомобильного рынка стала доминирующая роль на нем российского автопрома. По мнению экспертов, в прошедшем году в Беларуси произошел кардинальный передел рынка новых автомобилей. Продажи российских брендов выросли в 2012 году на 138%, в то время как продажи иномарок – всего на 6%.
Из десяти крупнейших операторов автомобильного рынка Беларуси, трое – российские бренды Lada, GAZ, UAZ, на чью долю пришлось 28,8% процентов всех продаж.
Как рассказали в Белорусской автомобильной ассоциации (БАА), наибольшее влияние на рынок оказали изменение формы взимания НДС, долгий процесс согласования новых цен с производителями автомобилей и унификация прайс-листов с рынками стран Таможенного союза.
"Не последнюю роль сыграли также дорогие кредитные ресурсы, негласный запрет на покупку импортных автомобилей для юрлиц государственной формы собственности, и ко всему прочему "серый" ввоз автомобилей из России. Все они в той или иной степени и провели к полному переделу рынка", — сообщили в БАА.
Согласно данным экспертов, происходит также изменение предпочтений белорусов относительно марок автомобилей. Если ранее наиболее популярными марками были автомобили классов "SUV", "C" и "D", то в 2012 году в небывалый рост пошли бюджетные автомобили. В результате доля автомобилей класса "B" выросла до 39,5%.