Основа любого бизнеса, как малого, так и крупного — это клиенты. Именно они в конечном итоге приносят предпринимателю прибыль, делая покупки, либо заказывая услуги. Поэтому открывать собственное дело, не беря в расчет клиентов, их интересы и потребности, кажется очень глупой затеей. Но именно такой зачастую оказывается на практике ситуация.
Клиентоориентированность — важнейший принцип работы западных корпораций. Ради того, чтоб заполучить нового клиента либо сохранить старого, здесь предпринимают беспрецедентные меры. У нас пока все находится на этапе активного развития. Хотя вы наверняка уже сталкивались с телефонными опросами и анкетированием, где вас просят оценить по определенной шкале качество обслуживания, высказать персональные пожелания и т.п. Все это предпринимается в рамках развития компаний и ориентированности на клиентов.
Как отразить это в бизнес-плане?
Те, кто уже пробовать составлять бизнес-план — хотя бы для себя — знают, как трудно бывает выразить на бумаге идею, засевшую в голове. И тем более подкрепить ее расчетами.
Между тем в бизнес-плане отводится значительная роль клиентам. Вот краткий перечень вопросов, над которыми вам придется хорошенько подумать, а также постараться детально описать:
- Кто ваша целевая аудитория (заказчики, покупатели). Вы можете характеризовать ее по-разному, начиная от возрастной категории, и заканчивая уровнем доходов. Важно, чтобы вы четко понимали, кто ваши будущие клиенты.
- Каковы их потребности, интересы, ожидания.
- Чем вы сможете привлечь их? Что такого уникального в вашем предложении, чем вы отличаетесь от конкурентов?
- Удастся ли вам стимулировать повторные покупки/заказы, и в каком временном интервале это будет?
Все это требует проведения определенной аналитической работы. Вы можете опираться на статистику и собственные наблюдения, самостоятельно проводить опрос родственников и знакомых, и т.п.
Открывать собственный бизнес, предварительно изучив клиентов — очень разумное решение. А подробно составленный к нему бизнес-план поможет предотвратить возможные ошибки, и застрахует от дополнительных расходов.
Если вы уже обдумали свою идею, и четко представляете себе целевую аудиторию, но не уверены в экономических расчетах, можете купить бизнес-план в готовом виде в специализированном агентстве vtsconsult.ru/uslugi/kupit-biznes-plan.html.