В Беларуси планируют легализовать «теневой» обменный курс нацвалюты

0
215
Правительство и Нацбанк Беларуси договорились легализовать "теневой" обменный курс белорусского рубля, который сложился в условиях дефицита инвалюты. Рыночный курс будет формироваться на альтернативной торговой сессии на Белорусской валютно-фондовой бирже.
 
Таким образом, на бирже будет введена вторая торговая сессия, где обменный курс будет устанавливаться на рыночных условиях, исходя из спроса и предложения юрлиц. При этом сохранится действующий биржевой механизм определения официального курса, то есть он будет устанавливаться в ходе основных торгов, исходя из предложения в рамках обязательной продажи части валютной выручки. В этой части Нацбанк сохранит механизм лимитированного удовлетворения спроса для критического импорта (газ, медикаменты) и погашения валютных кредитов.
 
В ходе альтернативных биржевых торгов "определится маржа к официальному курсу, по которой банки смогут продавать валюту юрлицам". "Сейчас фактически нет ориентира по марже, она складывается стихийно, и это вызывает непредсказуемую множественность курса, что дезориентирует валютный рынок и импортеров. Банки также пока предпочитают не продавать валюту", —  сообщил "Интерфакс-Запад"  участник прошедшего в пятницу совещания у президента по вопросам социально-экономического развития. Кроме того, "это позволит развязать проблему нехватки валюты — с появлением рыночного курса экспортеры начнут продавать валюту, соответственно, импортеры смогут удовлетворить свои потребности", — добавил он.
 
По его словам, вводя альтернативный официальному обменному курсу рыночный курс, власти ставят перед собой задачу в краткосрочной перспективе сблизить оба курса, что предполагает постепенную девальвацию официального курса и предполагаемое укрепление белорусского рубля на альтернативных торгах в связи с ожидаемым ростом предложения.
 
Между тем, официальный курс расти не будет до тех пор, пока не усилятся неблагоприятные внешние факторы. Таким образом, власти де-юре сохранят привязку официального курса белорусского рубля к корзине валют в рамках ранее утвержденного коридора (+/-8% в 2011 году), что позволит избежать обвинений в девальвации официального курса. С другой стороны, правительство рассчитывает на "развязку" неплатежей в сфере некритического импорта и ликвидацию "серого" рынка безналичной валюты за счет проведения альтернативных биржевых торгов.
 
В части валютных операций с населением власти намерены сохранить существующее положение вещей — обменный курс в пунктах обмена валют будет ограничен коридором 2% к официальному курсу, сообщил источник. Он констатировал, что в связи с этим "валюты в обменниках не прибавится".
 
Комментируя другие составляющие программы действий властей по преодолению валютного кризиса, источник проинформировал, что "для сжатия рублевой денежной массы принято решение о радикальном сокращении финансирования госпрограмм и перевода госбанков на рыночные условия кредитования, что предполагает существенное ужесточение условий выдачи новых кредитов, в частности, повышение ставок". По его словам, в связи с принятыми решениями, прирост объемов кредитования госбанками в этом году не превысит запланированных в основных направлениях денежнокредитной политики 20-25%, что практически в 2 раза меньше, чем в 2010 году.
 
Кроме того, правительство не намерено сокращать бюджетное субсидирование льготного кредитования строительства жилья, на долю которого в Беларуси приходится более 80% от вводимого в эксплуатацию.
 
В настоящее время "теневой" безналичный курс белорусского рубля на 40-50% превышает официальный курс Нацбанка при том, что банкам при сделках по продаже валюты юрлицам разрешено устанавливать курс, который превышает официальный только на 10%.
 
С 1 апреля НББ ввел на бирже лимитированный порядок удовлетворения заявок на покупку инвалюты с учетом экономических приоритетов (газ, медикаменты, погашение валютных кредитов) в рамках предложения в виде обязательной продажи части валютной выручки.
 
НББ с февраля вынужден был отказаться от традиционных для белорусской экономической модели валютных интервенций из-за критического снижения золотовалютных резервов, сумма которых превысила валютный долг НББ перед белорусскими коммерческими банками.
 
Между тем, по мнению экс-главы Нацбанка Беларуси Станислава Богданкевича, обменный курс должен быть один, он должен определяться спросом и предложением, нужна комплексная программа выхода из кризиса, а не просто девальвация и сокращение финансирования госпрограмм.