Бизнес на продажу

0
504

Вложение средств в покупку готового бизнеса становится все более популярным в России и на Украине. В Беларуси же подобные сделки все еще остаются экзотикой. Про состояние рынка готового бизнеса в Беларуси и перспективы его развития рассказал заместитель директора инвестиционно-консалтинговой копании "Магазин готовых бизнес-решений" Андрей Михайлович Жалевич.

Для начала попробуем разобраться, что же такое сделки с готовым бизнесом. По словам Андрея Жалевича, "сделки по купле-продаже готового бизнеса связаны с изменением прав собственности на компанию в целом, то есть на организованное действующее предприятие со всей его собственностью, имуществом, деловыми связями, торговыми марками, менеджментом и т.д. Сюда же относится и приобретение какой-либо доли в уставном фонде или акционерном капитале".

"Рынок готового бизнеса в Республике Беларусь достаточно динамичен, а его потенциал относительно высок. Сделки по купле-продаже действующих предприятий происходят постоянно, однако практически все операции между продавцом-собственником и покупателем-инвестором осуществляются без участия посредников, бизнес-брокеров", — считает А. Жалевич.

В такой ситуации даже доля "Магазина готовых бизнес-решений", который является единственной в Беларуси компанией, специализирующейся на сопровождении сделок по купле-продаже готового бизнеса, незначительна.

Тем не менее, роль посредника в подобных сделках очень важна. Ведь как продажа, так и покупка предприятия — процесс весьма сложный. Так, основное внимание потенциальный покупатель должен обращать на порядок в бухгалтерском учете предприятия и в целом на "благополучие бизнеса".

"Чем больше нерешенных проблем продавец оставляет покупателю, тем дешевле оценивается объект и тем больше шансов приобрести его дешевле. Именно стоимость, уровень риска и окупаемость бизнеса являются основными критериями при принятии решений о купле-продаже готового бизнеса", — говорит А. Жалевич.

Перечень услуг, предоставляемых клиентам "Магазина готовых бизнес-решений", включает поиск потенциальных контрагентов по сделкам купли-продажи бизнеса, подготовку меморандума о продаже предприятия и разработку программы мероприятий по слиянию и поглощению или плана антикризисного оздоровления компании.

По словам Андрея Жалевича, "гарантия положительных результатов возможна только в случае, во-первых, комплексного подхода к исследованию компании и разработки на основании его бизнес-плана, а во-вторых, дальнейшей работы с клиентом — согласно разработанной программе".

Говоря о популярности и перспективах конкретных видов сделок, Андрей Михайлович отметил, что "менее 10% клиентов обращаются к нам по вопросам слияния и поглощения компаний. По нашим прогнозам, спрос на соответствующие услуги значительно повысится с приходом иностранных инвесторов на белорусский рынок. У реструктуризации также есть перспективы, но к ней, как к методу оздоровления предприятия, обычно прибегают в последнюю очередь".

Иностранные инвесторы, по его мнению, пока относятся к Беларуси "осторожно", хотя у "Магазина" установлены партнерские отношения с рядом инвесторов, среди которых есть инвестиционные и управляющие компании, венчурные фонды, банки, лизинговые фирмы, бизнес-агенты, финансовые группы.

Причину такого отношения иностранцев к Беларуси А. Жалевич видит в том, что в нашей стране "условия, предъявляемые к проектам, значительно более жестки, чем в России и Украине".

"На сегодняшний день в Беларуси наши клиенты не могут застраховать многие виды рисков, связанных с куплей-продажей предприятий. Практически бесполезно вести разговор о кредитовании сделок в сфере готового бизнеса или приобретении предприятия по договору лизинга. Если мы будем говорить о мерах, которые могли бы стимулировать развитие рынка готового бизнеса, то просто станем перечислять факторы улучшения инвестиционного климата в стране", — отметил он.

Тем не менее, по словам Андрея Жалевича, "интерес со стороны инвесторов к покупке готового бизнеса в Беларуси начинает активизироваться только сейчас".

С другой стороны, можно говорить о том, что в Беларуси действует "теневой" рынок купли-продажи предприятий.

"Какая часть от легальных сделок остается "в тени", зависит также от множества факторов, например, от соотношения стоимости чистых активов и реальной рыночной стоимости предприятия. Чем значительнее рыночная стоимость превышает стоимость чистых активов, тем выше может быть и доля, остающаяся "в тени". Но на решение в этой сфере накладывается и большое количество других факторов, которые покупателям и продавцам приходится взвешивать. Поэтому определить объем "теневого" рынка готового бизнеса практически невозможно", — сообщил А. Жалевич.

Говоря о мерах по легализации этого рынка, он отметил, что сначала нужно "определить причины его существования. Одной из них является уровень налогообложения при выходе из бизнеса".

Эти и другие вопросы, касающиеся приобретения готового бизнеса, будут рассмотрены в рамках международной конференции "Развитие инвестиционных процессов в Республике Беларусь: приобретение готового бизнеса, M&A (слияния и поглощения)", которая пройдет в Минске 27 марта 2008 года.

Заявки на участие и тезисы докладов принимаются до 29 февраля 2008 года.

 

Источник: interfax.by