Итальянского инвестора в Беларуси пустили по кругу

0
249
Очередной иностранный инвестор запутался в сетях отечественной бюрократической системы. Несмотря на попытки правительства упростить порядок привлечения зарубежных капиталов, руководитель ИООО «ИССЕ» Джузеппе Д`Агостино около года оббивает пороги белорусских министерств и ведомств с многомиллионным проектом.
 
Итальянский инвестор предлагает комплексное решение развития столичной транспортной инфраструктуры и финансирование развития городов-спутников Минска. Чиновники признают проект интересным и актуальным. Однако на его воплощение в жизнь у профильных госструктур почему-то нет полномочий. О приключениях итальянского инвестора в Беларуси Джузеппе Д`Агостино рассказал в интервью.  
 
С каким проектом вы пришли в Беларусь? Что вы хотите здесь реализовать?
 
С 2006 года мы наблюдаем за Беларусью, и заметили, что по оценкам Международного валютного фонда страна значительно поднялась в рейтинге. Из страны, которая представляла очень много рисков для инвесторов, Беларусь стала государством, где мы могли бы реализовывать проекты и вкладывать деньги. Именно поэтому мы оказались здесь со своей идеей проекта.
 
В программе развития Министерства транспорта Беларуси предполагается развитие кольцевой дороги, в частности участка, который бы соединил трассу М1 с дорогой в направлении Гродно. Нас попросили провести исследование и рассмотреть возможность привлечения инвестиций в проектирование и строительство этого участка дороги. Мы начали изучать эту возможность вместе с белорусским институтом «Белгидродор» и поняли, что условия для инвестиций, которые могут быть вложены в это строительство, недостаточно хорошие. Исходя из этого, мы стали изучать инфраструктуру Минска и Минского района, а именно выяснять, что можно было бы реализовать без участия бюджетных средств государства.
 
В настоящий момент в Европе, учитывая финансовый кризис, нет достаточных средств, поэтому очень часто они обращаются к частным инвесторам за инвестициями. У нас есть очень большой опыт в сфере государственно-частного партнерства, и в Италии мы являемся третьей по величине компанией, которая занимается управлением и контролем дорог. У нас есть опыт реализации проектов по развитию дорог, в которых участвуют и частные инвесторы, и международные финансовые институты. Это именно то, что мы хотели бы применять в Беларуси – реализовывать объекты инфраструктуры, которые были бы важны не только для Беларуси, но и для стран-соседей, учитывая расположение вашей страны, через которую проходит два важных общеевропейских коридора.
 
Основываясь на нашем опыте, мы определили мероприятия по реализации объектов инфраструктуры, в которых имеет необходимость Минск и Минский район. Для того чтобы можно было исключить средства бюджета, строительства одного объекта инфраструктуры было бы недостаточно, в то время как комплекс объектов может исключить использование государственного финансирования. Такой комплексный подход к реализации проектов можно назвать первым опытом в Европе. В эти проекты включены мероприятия по строительству транспортной инфраструктуры – дорожной и железнодорожной, что поможет увеличить мобильность жителей Минска и Минского района.
 
Наш проект – это, прежде всего, еще одна автомобильная кольцевая дорога. Железнодорожный въездной путь, располагаемый к югу от Минска, позволит избежать пересечения поездами территории Минска в случае перевозки опасных товаров и грузов. Именно такой путь мы продумали, основываясь на нашем, к сожалению, печальном опыте, когда на железной дороге, проходившей по городу, случались катастрофы. Мы также рассмотрели возможность строительства железнодорожного сообщения между Минском и Национальным аэропортом. Это основные инфраструктурные объекты, которые мы предполагаем реализовать, и если бы мы остановились только на них, то не смогли бы исключить использование бюджетных средств государства. Для того чтобы сделать данные объекты рентабельными, мы изучили государственный план строительства, в котором предполагается развитие городов-спутников Минска. Основываясь на этой программе, мы предполагаем развитие трех городов-спутников, которые будут связаны с данной инфраструктурой.
 
Города-спутники будут иметь свое профилирующее направление. Один будет агропромышленной зоной, второй, прилегающий к Минскому морю, будет университетский, спортивный, туристический. Учитывая возможность нового сообщения между аэропортом и Минском, мы предлагаем реализовать еще один город, который будет иметь научную направленность. Этот город будет представлять собой своего рода место для обмена новыми технологиями. Он будет располагаться между аэропортом и кольцевой дорогой Минска.
 
Кроме того, мы планируем построить объездную железную дорогу, а освободившиеся линии использовать для того, чтобы создать своего рода наземное метро. Новые линии позволят увеличить число станций практически в четыре раза, соответственно, смогут обслуживать большее количество населения в пределах города. Будут развиваться новые торговые центры, новые станции наземного метро, больше населения будет занято, соответственно, это может повлечь за собой и увеличение заработной платы по отношению к тому, что имеется на сегодняшний день.
 
Объем предполагаемых инвестиций составляет 17 млрд долларов, и в течение последующих десяти лет они дадут прибыль около 30 млрд долларов. Но для того чтобы привлечь такие деньги, необходимо подготовить нормативно-правовую базу. Мы не имеем в виду введение новых законов и норм, а говорим приведении в соответствие или изменении уже существующей базы, чтобы дать гарантии нам, международным инвесторам и финансовым институтам, которые готовы приносить в Беларусь свой капитал.
 
Что сейчас мешает принести такие инвестиции в нашу страну и получать дивиденды? Чего не хватает в нормативной базе Беларуси? Какие именно изменения требуются?
 
Речь не идет о каких-то глобальных изменениях. Есть Декрет №10 президента Беларуси, который предполагает привлечение частных инвесторов и иностранных инвестиций. Этот Декрет предполагает государственно-частное партнерство, в котором участвует государство и частный инвестор. Не хватает некоторых финансовых норм, которые могли бы привести в соответствие вашу законодательную базу с международными и европейскими. Не нужно делать радикальных изменений, нужно просто добавить некоторые параграфы. Должна быть пересмотрена процедура, которая позволила бы привлечь частные инвестиции.
 
Мы имеем очень большой опыт в государственно-частном партнерстве. Италия была первой страной, где начали применять эту форму сотрудничества, стала примером для многих стран не только Европы, но и всего мира. Некоторые директивы, которые были изданы позже в Европе, немного изменили начальное понимание государственно-частного партнерства, но это легко объяснить, учитывая прогресс и развитие стран. Конечно, у нас были свои ошибки в развитии этого типа отношений, и учитывая их, мы бы хотели привнести только положительный опыт в развитии государственно-частного партнерства в Беларуси. Ваша страна сейчас стоит у истоков этого нового типа отношений.
 
Как будет работать государственно-частное партнерство? Кто и каким образом будет получать прибыль? Неужели на платных дорогах можно получить такие прибыли за такой короткий промежуток времени?
 
Именно поэтому мы и предлагаем строительство городов-спутников, в которых предполагается развитие социальных объектов. В Беларуси на душу населения приходится в среднем 17 квадратных метров жилья. В Европе этот индекс находится в районе 25-30 метров. Наши города-спутники будут запланированы таким образом, чтобы жители могли иметь 30 квадратных метров жилой площади на душу населения. Продавая такие квартиры, мы сможем покрыть наши вложения и получить прибыль.
 
В чьей собственности будут эти жилые дома?
 
Квартиры после продажи будут становиться собственностью того, кто их покупает.
 
Да, но кто их продает, если государство не участвует финансово?
 
Мы строим и продаем частные дома. Что касается социальных объектов, то они, естественно, являются собственностью государства.
 
Вы упомянули платные дороги. Мы видели нормы, касающиеся платы за проезд по дорогам, в частности оплаты проезда нерезидентами по трассе М1. Мы уже подготовили свой бизнес-план, показали его международным финансовым институтам и коммерческим банкам. Некоторые из них, изучив этот план, изъявили желание участвовать в этом проекте. В первую очередь, будет реализована транспортная инфраструктура, в которой нуждается Минск и Минский район. Кроме того, речь идет о занятости и вовлеченности населения в реализацию этого проекта в среднесрочном периоде. О подобного рода проекте мы говорили также и с Гомелем, и сейчас мы работаем над идеей, которую можно будет потом реализовать на территории этого города. У нас также есть идеи по поводу реконструкции всей транспортной сети Беларуси. Реализация таких проектов не потребует бюджетных средств, но для этого нам необходима хорошая нормативно-правовая база, которая даст нам определенные гарантии.
 
Инвестор готов внести средства. А какова готовность белорусской стороны? К кому вы уже обращались с этим проектом?
 
Мы встречались с представителями различных государственных структур. Я уже понял, как в Беларуси функционирует эта система, поэтому подстраиваюсь под нее. Мы были в различных государственных структурах, в первую очередь, для того, чтобы просто показать, что представляет собой наш проект. Мне сказали, что проект интересный, большой, масштабный, что он нравится. Мы были в Министерстве архитектуры, Министерстве транспорта и коммуникаций, общались с губернатором Минской области. Все говорят: «Проект хороший, но, к сожалению, решение не в нашей компетенции». Когда я спрашиваю: «В чем заключается ваша компетенция?», мне говорят: «Министерство архитектуры занимается только строительством, Министерство транспорта занимается только дорогами». Но учитывая, что наш проект включает в себя инфраструктуру автодорог, железных дорог и урбанистических объектов, никто не может сказать, что это находится в их компетенции. Существует Декрет №10, который говорит о сотрудничестве государства и частного инвестора, и это уже хорошее начало для того, чтобы объединить все эти структуры и работать вместе. В противном случае Декрет не имеет под собой никакого основания и не должен существовать вообще.
 
С кем вы собираетесь дальше работать в таком случае?
 
Хочу с удовольствием сказать, что мы встречались с представителями Национального инвестиционного агентства. Я разговаривал с директором этого агентства, у которого есть довольно богатый опыт. Он понял нас, говорил о том, как нам следует двигаться, – именно так, как мы уже предполагали делать. Я понял, что нашел человека, с которым можно сотрудничать для того, чтобы продвигать наш проект до его полной реализации.
 
То есть именно Национальное инвестиционное агентство, как вы полагаете, и объединит все эти государственные структуры, которые компетентны каждая в своей области, для того, чтобы проект получился?
 
Национальное агентство сможет дать путеводную нить правительству для того, чтобы понять, как необходимо двигаться, какие нормативные акты необходимо ввести, что нужно изменить в нормативно-правовой базе Беларуси. Таким образом, можно объединить все государственные структуры.
 
Иностранные инвесторы, приходя в Беларусь, обычно действуют через президента. Почему вы не пошли этим путем?
 
В первую очередь, я хочу сказать, что нас поддерживает посольство Италии в Беларуси, а также посольство Беларуси, которое находится в Италии. Вы правы, когда говорите, что все идут к президенту. Я на этом этапе решил пока еще не обращаться к нему, учитывая, что он прислушивается к мнению своих специалистов и экспертов. В первую очередь, я хочу дать понять, в чем заключается наш проект, и хочу, чтобы это понимали различные государственные структуры. Могу сказать, что это получилось. Премьер-министр Беларуси посредством Академии наук и Комитета по науке и технологиям хотел назначить встречу с нами и представителями различных министерств для того, чтобы обсудить идею нашего проекта. Но в тот момент, к сожалению, случилось недопонимание по поводу газа с Россией, поэтому встреча была отложена на неопределенный срок. Но мы не остановились на этом: у нас было подписано соглашение с Белорусским национальным техническим университетом, мы пригласили сюда два итальянских университета для подписания сотрудничества между этими учреждениями и последующего обмена студентами, знаниями и технологиями. Мы представили еще раз наш проект в БНТУ.
 
Эта работа и возможные будущие проекты предполагают вовлечение студентов архитектурного и экономического факультетов, потому что мы верим в молодежь и хотим вкладывать также и в нее.
 
Если проект будет одобрен, и вы достигнете договоренности с белорусскими властями, какие сроки потребуются для доработки проекта, кто будет работать над его созданием и в какой срок проект будет реализован?
 
По нашим предположениям, строительство структурных объектов, начиная с момента проектирования до реализации, займет шесть – десять лет. Данная инфраструктура является основной, она будет обслуживать не только Минск, но и города-спутники. Это очень сложный момент: сделать все эти объекты действующими непросто. Мы вкладываем наше желание, стремление и капитал, но для этого нужно сотрудничество со стороны государства, без которого проект не реализуется.
 
По вашему описанию, это очень крупный проект. Не остановит ли он жизнедеятельность города? Будет ли город выглядеть столицей европейского государства в 2014 году, когда у нас предполагается проведение Чемпионата мира по хоккею, если вдруг проект запустится раньше?
 
Столица Беларуси уже находится на европейском уровне. Мне нравится город не только с точки зрения планировки – это на самом деле очень красивое место. Жизнь города с этим проектом ни в коем случае не остановится. Инфраструктурные объекты реализуются за пределами, в самом городе мы планируем дальнейшее развитие линий метро, используя для этого освобождающиеся железнодорожные пути, и единственная работа, которая будет проводиться, — это строительство новых станций. У нас уже был опыт строительства линий метро в Риме, где нам не потребовалось ни одной строительной площадки в городе. Реализация новых станций метро предполагалась в зданиях, которые потом могли быть снесены. Не было никаких стройплощадок – все проходило под землей, с учетом европейских норм, по которым все работы должны проводиться так, чтобы не прерывать жизнь города.
 
Изучили ли вы перспективный план развития Минска на ближайшие годы? Вписываются ли ваши планы в этот план?
 
О некоторых пунктах развития в программе мы не знали, но когда прочитали о них, поняли, что многие наши проекты хорошо вписываются в рамки проекта развития Минска.
 
Если не удастся Национальному инвестиционному агентству, на которое вы надеетесь, помочь вам в реализации этого проекта, если он не состоится, пойдете ли вы в какую-то другую страну со своим проектом, или будете все-таки пытаться реализовать его здесь?
 
В таком случае мы пойдем в другую страну. В распоряжении стран, граничащих с Европейским союзом, выделено 600 млн евро. Эти деньги не задействуются из-за того, что не существует никаких проектов, под которые их можно было бы использовать. Концепция проекта не заключается только в строительстве пяти километров дороги – каждая инфраструктура должна быть прибыльной. Я вкладываю деньги в развитие инфраструктуры, Андрей использует эту инфраструктуру, его прибыльность увеличивается и он платит больше налогов. Проекты должны иметь свою логику, рациональность. Они не могут быть единичными, разбросанными без системы, должны быть направлены на развитие территории. Они не должны удовлетворять потребности единичного представителя власти или инвестора.
 
Наш проект является рациональным, логически продуманным, системным по отношению к международным автотранспортным коридорам с точки зрения автодорог и железных дорог. Это даст экономическое развитие Минска и Минского района. Государство на основании платежей будет иметь свою прибыль, а жителям это будет удобно.
 
Комментарий специалиста
 
Белорусские компании-партнеры ИООО «ИССЕ» готовы помочь с реализацией глобального проекта. Однако, по словам эксперта в области сотрудничества с итальянскими инвесторами, основателя компании «Италтехнострой» Андрей Телегина для начала нужно найти общий язык с государственными структурами.
 
— Я думаю, что в Беларуси можно реализовать любой проект, который не противоречит законам природы, — отметил Телегин.
 
 Скажу в двух словах, почему этот проект, на мой взгляд, нужен Беларуси. Здравый смысл говорит, что каждого из нас, начиная от ребенка и заканчивая стариком, вне зависимости от рода занятий, касается то, как быстро и удобно транспортная система доставляет нас туда, куда нам нужно, как быстро и удобно к нам подвозят товары, которые мы потребляем и которыми пользуемся. Поэтому вопрос разумных транспортных коммуникаций непосредственно связан с повседневной жизнью каждого человека. Это подчеркивает важность и необходимость этого проекта. Цель проекта – улучшить качество жизни каждого белоруса, как бы высокопарно это ни звучало.
 
Италия, как известно, — страна густонаселенная, с очень сложным географическим рельефом, где много гор и холмов. Благодаря этим природным трудностям итальянские специалисты достигли серьезных высот по сравнению со специалистами из других стран как раз в транспортной логистике, в развитии коммуникаций, приспособлении проблемных участков к нуждам граждан своей страны. Поэтому был бы грех не использовать опыт развитой европейской державы для улучшения качества жизни белорусов. В этом смысле итальянцы оптимально подходят к нашим условиям.
 
По сравнению с крепкими объятиями нашего государства, в которых находится бизнес, прокрустово ложе показалось бы древнегреческому герою шикарной двуспальной кроватью. Но как говорят, осилит дорогу идущий. Если мы ничего не будем делать, если каждый из нас, исходя из своей небольшой компетенции, не будет стремиться улучшать, привносить что-то новое, какие-то новые технологии, то ничего не будет делаться. Нужны идеи не на уровне демагогии и обещаний, не на уровне общих рассуждений и фраз, которыми, к сожалению, страдает белорусская демократическая система, — нужны конкретные дела, которые принесут пользу всем, — и инвесторам, и белорусской стороне.
 
Хочу подчеркнуть, что данный проект затрагивает развитие очень многих сторон жизни белорусов: это использование проектных институтов, то есть конкретных людей, их профессиональный уровень; будут задействованы строительные мощности белорусских организаций – как дорожных, так и домостроительных. Здесь идет обмен мнениями, культурой, технологиями западного развития применительно к нашим условиям. Я думаю, что незначительная адаптация белорусского законодательства к насущным потребностям и хотя бы желание не мешать со стороны заинтересованных или не очень заинтересованных чиновников будет способствовать тому, что этот проект будет двигаться дальше.
 
Вы задали вопрос, который, к сожалению, отражает какую-то сторону особенностей белорусской экономики: почему итальянский инвестор не идет к президенту? Я думаю, во всем мире принято не ходить за помощью к президенту, даже если это кажется удобным. Необходимо подготовить не только общественное мнение. Как правильно сказал господин Д’Агостино, необходимо подготовить мнение технических специалистов, понимание этого проекта. Если идти к президенту, то с готовым проектом, конкретными перспективами; президент не будет контролировать реализацию этого проекта – у него хватает своих государственных задач. Каждый должен заниматься своим делом.
 
Я думаю, что объединив опыт белорусского бизнеса работы в наших условиях с возможностями и опытом западных инвесторов, международных финансовых институтов, мы имеем реальный шанс сделать серьезное структурное преобразование в нашей стране. Хотел бы подчеркнуть, что эта потребность объективна, и она связана с будущим наших детей, с будущим нашей страны. Это благо независимо от конъюнктуры, каких-то изменений в политических течениях. Это то, что должно происходить. Поэтому я надеюсь, что мы все вместе будем помогать реализовываться этому проекту, устранять возникающие недостатки к всеобщему благу и благополучию.