Итоги семинара «Лицензирование программного обеспечения в государственных организациях»

0
170
Ассоциация по защите авторских прав в сфере информационных технологий 16 ноября 2010 года провела первый республиканский практический семинар «Лицензирование программного обеспечения в государственных организациях».
 
В семинаре приняли участие представители 49 государственных организаций: большинство министерств, государственных комитетов, концернов, крупнейших республиканских унитарных предприятий, Национальной академии наук Беларуси.
 
На семинаре были рассмотрены вопросы легального оборота компьютерных программ в Республике Беларусь. Петр Банадык, специалист компании Софтлайн, рассказал про существующие программы лицензирования, на примере компании Microsoft. Особо было отмечено, что для государственных организаций и учебных заведений предлагаются специальные цены. В выступлениях представителя ДПА Бел Ивана Караневича и представителя Софтлайн Ильи Котова были рассмотрены существующие механизмы и практика управления программным обеспечением в государственных организациях.
 
На вопросы о прошедшем мероприятии ответил Директор Ассоциации Дмитрий Ананьев.
 
— Как Вы оцениваете итоги состоявшегося семинара, ведь до настоящего времени централизованно вопросы лицензирования программного обеспечения в государственных организациях не поднимались?
 
— Думаю, что можно говорить о начале конструктивного диалога с государственными органами по вопросу лицензирования программного обеспечения (ПО), на это указывает заинтересованность большинства государственных организаций, принявших участие в семинаре.
 
— Что мешает легализации парка компьютерных программ в государственных организациях?
 
— Считаю, что здесь причины не столько объективного, сколько субъективного характера. Во-первых, не все еще руководители понимают то, что компьютерные программы являются основным инструментом инноваций, кстати, это неоднократно отмечал в своих выступлениях президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко. Поэтому работникам тяжело объяснить в некоторых случаях руководителю, что компьютерные программы, также как и компьютерную технику, необходимо закупать централизованно. Во-вторых, многие специалисты не осведомлены о том, что крупными компаниями, такими как Microsoft предусмотрены существенные скидки для государственных организаций (кстати, к ним относятся не только государственные органы) и учебных заведений.
 
Например, для государственных органов Microsoft может предоставить программу поэтапного лицензирования со значительными скидками, рассчитанную на 3 года.
 
— Какие проблемы в том, что государственные организации работают на нелицензионном ПО?
 
— Самое главное — это защита информации государственных органов. Как известно, нелицензионное программное обеспечение не обеспечивается обновлениями и технической поддержкой со стороны производителя, например, во многих организациях стоят антивирусные программы с давно не обновляемыми антивирусными базами. В связи с этим существует риск не только несанкционированного доступа к информации государственных органов и организаций, но и риск полной утраты информации. В этой ситуации специалисты IT структур будут «разводить руками»: на лицензионное программное обеспечение деньги не выделяются, а кустарными способами гарантию надежной работы компьютерного парка обеспечить невозможно.
 
Как относятся руководители и специалисты ITслужб государственных организаций к проблеме лицензирования?
 
— В этой ситуации руководителям и специалистам IT служб следует посочувствовать, поскольку при отсутствии бюджета на закупку легального ПО они устанавливают нелегальное программное обеспечение, а после этого они еще вынуждены  обеспечить их стабильную работу. Следует напомнить, что в соответствии с законодательством Республики Беларусь IT-специалисты, как должностные лица, являются субъектами административной и уголовной ответственности.
 
— В своем докладе Вы упомянули о том, что нелегальное ПО наносит вред экономике Республики Беларусь. Можно ли об этом рассказать более подробно?
 
— Международными экспертами уровень нелицензионного ПО в Республике Беларусь оценивается в размере 87%. Для иностранных инвесторов этот показатель может служить индикатором степени защиты инвестиций в IT отрасли, а также уровнем формирования рыночных товарно-денежных отношений в стране, что естественно будет отражаться на имидже Республики Беларусь в части инвестиционной привлекательности.
 
Кроме того, по самым скромным подсчетам, объем оборота нелицензионного программного обеспечения составляет 55 миллионов долларов США в год. Снижение объема нелегального рынка обеспечит увеличение налоговых поступлений в бюджет, увеличит количество рабочих мест и обеспечит развитие IT индустрии в Республике Беларусь, по средствам привлечения в экономику страны новых инвестиций.
 
— Какие проблемы подняли участники семинара в связи с внедрением лицензионного программного обеспечения?
 
— В ряде случаев законодательство Республики Беларусь не создает должных условий для приобретения и модернизации парка компьютерных программ в организациях.
 
Так государственные организации, внедрившие лицензионное программное обеспечение, не получают конкурсных преимуществ.
 
Приведу конкретный пример: крупная государственная организация, выполняющая проекты на лицензионной системе ПО Autodesk, пользующаяся авторитетом, как в Республике Беларусь, так и за рубежом, вынуждена проигрывать конкурсы мелким коммерческим организациям, работающим на пиратском программном обеспечении, при этом несправедливо еще то, что конкурс объявляется государственным заказчиком.
 
Многие участники поднимали тот вопрос, что существующая система постановки ПО на бухгалтерский учет является сдерживающим фактором в приобретении легального программного обеспечения.
 
Кроме того, законодательством не предусматриваются преференции для организаций активно внедряющих лицензионное ПО и тем самым развивающим свою инновационную составляющую.
 
— Какие Вы видите дальнейшие шаги на пути лицензирования ПО в Республике Беларусь?
 
— Здесь для Республики Беларусь открываются очень большие перспективы. Многие производители программного обеспечения готовы к диалогу с государственными органами и организациями. Например, около 1 месяца назад в Российской Федерации между правительством и компанией Microsoft было подписано соглашение о лицензировании программного обеспечения в государственных органах и организациях. Централизованная закупка ПО выгодна двум сторонам, поскольку государство в этой ситуации, при централизованных закупках, с одной стороны, не распыляет бюджетные средства на разовые контракты у различных производителей. С другой стороны, государственные органы добиваются снижения цены у одного надежного, предлагающего комплексное решение и техническую поддержку, производителя.
 
Считаю, что такие мероприятия действительно важны для налаживания взаимодействия между государственными органами и производителями ПО. В рамках семинара могут и должны подниматься актуальные проблемы, совместно обсуждаться возможные пути их решения.
 
Ассоциация по защите авторских прав  планирует продолжить проведение  практических семинаров, тем более что  участники высказали интерес по предложенной тематике.