ОАО «Минский приборостроительный завод» находится в состоянии системного финансово–экономического кризиса, говорится в сообщении Комитета госконтроля по итогам проверки финансово–хозяйственной деятельности предприятия.
Комитет госконтроля пришел к выводу, что производственный потенциал завода практически разрушен.
"С 2001 года финансово–экономическое положение Минского приборостроительного завода начало резко ухудшаться. Эта тенденция сохраняется до настоящего времени. Практически разрушен производственный потенциал завода", — сообщает КГК.
"Предприятие находится в состоянии системного финансово–экономического кризиса. Причина этого — недостатки в работе бывшего и нынешнего руководства завода, а также просчеты, допущенные министерством промышленности", — подчеркивается в сообщении.
Как показа проверка, финансовые затруднения предприятие решало в основном путем продажи принадлежащего ему недвижимого имущества.
"Так, с мая 1995 г. по ноябрь 2008 г. реализовано 93 объекта недвижимости общей площадью более 50 тыс.кв. метров", — отмечает КГК.
"Проблемы у завода возникли с 1994 года, когда был взят кредит в размере 3,5 млн. долларов США, которые были перечислены зарубежной фирме. Из–за ее банкротства, а также банкротства литовского банка, выступавшего в качестве гаранта сделки, гарантия по возврату заводу 3,4 млн. долларов США не была выполнена (завод получил только 100 тыс. долларов США). Полученный кредит с начисленными процентами предприятие погасило, продав помещения пяти производственных корпусов", — отмечает комитет.
В 1994–1995 годах неэффективно использованы новые кредиты на 2 млн. долларов США, погашение которых также производилось за счет отчуждения объектов недвижимости.
"На складах накапливалось значительное количество продукции. При этом Минпром, кроме установления норматива запасов продукции, который систематически предприятием не выполнялся, действенных мер по оказанию помощи заводу в продвижении продукции не предпринимал", — сообщает Госконтроль.
Проверка также выявила нарушения при отчуждении принадлежащих заводу зданий. В 2003 г. с нарушениями законодательства проведен аукцион по продаже одного из производственных корпусов. Помещения были реализованы коммерческой структуре по менее выгодной для предприятия цене и условиям.
При проведении аукциона по продаже еще одного корпуса для недопущения роста аукционной цены, участники вступили в сговор. Кроме того, при оценке стоимости этого корпуса использовался техпаспорт, в котором была неправильно указана площадь помещений.
В отдельных случаях взыскание задолженности предприятия производилось за счет наиболее ликвидных объектов завода, в том числе непосредственно участвовавших в процессе производства. Так, по решениям инспекции МНС по Советскому району г. Минска в течение 2005–2006 годов были арестованы 2 производственных и 1 административный корпусы. При этом обеспечение исполнения наказания за счет готовой продукции и иного имущества, не относящегося к объектам недвижимости, было осуществлено только на 179 млн. рублей. В это же время на складах предприятия находилось нереализованной продукции на сумму до 5 млрд. рублей.
В 2007 году в результате бездеятельности руководства предприятия и Минпрома был утрачен брэнд «Помощница», под которым на российском рынке продавались электромясорубки. Аналогичные изделия под такой же торговой маркой стали выпускать российские предприятия, что создало дополнительные препятствия для сбыта продукции завода в России.
Предприятию неоднократно оказывало помощь государство. В 2001 и 2003 годах заводу были предоставлены кредит и рассрочка по уплате налогов. Однако нарушение условий предоставления рассрочки привело к прекращению ее действия и переводу всей ее суммы в текущую задолженность по налогам.
В апреле текущего года распоряжением президента предприятие было освобождено от уплаты пени по невыполненным налоговым обязательствам при условии выполнения основных целевых показателей, утвержденных для него Минпромом на 2008 год. Однако за 9 месяцев т.г. предприятие не выполнило 8 из 18 целевых показателей.
В условиях сложного финансового положения предприятие, тем не менее, не взыскивало с арендаторов и других организаций долги за энергоресурсы и коммунальные услуги. В течение 2007 года такая задолженность в среднем составляла до 100 млн. рублей, а в текущем году — до 50 млн. рублей.
Результаты проверки выявили, что министерством промышленности не реализованы задачи и функции по защите экономических интересов государства в процессе деятельности завода. Минпромом не были созданы условия для эффективной работы предприятия, что привело к его убыточной работе на протяжении 2001–2006 годов, вымыванию оборотных средств, разрушению кадрового и производственного потенциала, распродаже объектов недвижимости за долги.
Комитет госконтроля предложил уполномоченным органам рассмотреть в установленном порядке вопрос о возврате в собственность Минского приборостроительного завода объектов, отчужденных с нарушением законодательства, а также неэффективно используемого земельного участка.
Также предложено привлечь к ответственности должностных лиц, допустивших нарушение законодательства и ненадлежащее исполнение своих обязанностей.