Несмотря на мировой финансовый кризис, массовые увольнения сотрудников компаний, банкротства банков, рынок интернет-рекламы продолжает расти во всем мире.
Эксперты единодушны во мнении, что кризис почти не затронул рынок рекламы в интернете, и прогнозы говорят о том, что в текущем году рост рынка интернет-рекламы составит около 15%. В 2009 году рост будет продолжаться и составит не менее 10%. Причем крупные игроки продолжат увиличивать свои доли рынка. Пимечательно, что эти прогнозы делаются на пресыщенных рекламой рынков. Для бурно растущей белорусской экономики рост может составлять 50 и более %.
Объем рынка интернет-рекламы в Беларуси не исследован, однако руководство крупнейшего белорусского портала TUT.by считает, что рынок ежегодно удваивается.
Другие игроки рынка не столь оптимистичны в своих оценках. Еще меньше оптимизма у рекламодателей, которые вынуждены считаться с постоянным удорожанием медийной рекламы на белорусских площадках. Это заставляет рекламодателей искать более эффективные форматы интернет-рекламы, также сокращать затраты на рекламу. Так, взоры рекламодателей все больше обращаются на поисковое продвижение сайтов, публикацию пресс-релизов на тематических порталах и контекстную рекламу.
Данные услуги, особенно последняя, в Беларуси не пользовались спросом еще пару лет назад. В Беларуси практически нет интернет-агентств, которые оказывают столь востребованные услуги. Компании, которые профессионально занимаются разработкой сайтов в Беларуси можно пересчитать по пальцам всего одной руки. При этом все пальцы будут "безымянными" ибо на рынке нет брендов, заботящихся о своей репутации и предоставляющих качественные услуги своим клиентам и предлагающих современные решения в области веб-разработок.
Сайты создаются буквально на коленках, без планирования, без исследований конкурентной среды, без бизнес-планов, без технических заданий, без учета специфики бизнеса клиента. Зачастую клиентам навязывается некая стандартная CMS-система, не "заточенная" под цели бизнеса заказчика, не гибкая и устаревшая морально. По этому и клиенты быстро разочаровываются в сайтах и в самом интернете и теряют интерес, так и не получив результата.
На рынке поискового продвижения сайтов (SEO) наблюдается засилие студентов, которые занимаются шарлатанством.
О рынке контекстной рекламы в Беларуси вообще пока рано говорить. Он не сложился.
Что ждет рынок интернет-рекламы в Беларуси
В условиях экономического кризиса рекламодатели будут искатьдоступные и проверенные виды рекламы.
Именно поэтому интернет-реклама выглядит все более притягательной по нескольким причинам:
— интернет является наиболее «измеримым» и «адресным» видом медиа канала;
— интернет, пожалуй, единственное медиа, которое дает возможность отслеживания цикла потребления;
— интернет наиболее интерактивное медиа, что обеспечивает большую вовлеченность потребителя;
— интернет становится привычным медиа, он занимает все более важное место в жизни потребителей;
— интернет — единственное медиа, дающее возможность брендам выстраивать эффективные двустронние коммуникации с потребителями и расчитывть на их лояльность и доверие.
Алексей ШАБЛОВСКИЙ