Социальный вектор государства начинает притормаживать

0
46

На днях министр труда и социальной защиты Владимир Потупчик стал автором двух новостей, которые, по большому счету, исключают друг друга. Сначала министр сообщил, что в Беларуси решение вопроса о повышении размера пособия по уходу за ребенком в возрасте до трех лет пока приостановлено, но тут же заявил, что социальный вектор белорусского государства будет сохранен.

«Ни одна категория граждан не должна почувствовать себя обиженной или обделенной», — сказал Владимир Потупчик.

Сегодня размер ежемесячного пособия на детей в возрасте до трех лет составляет 80% БПМ, то есть 178 880 рублей. С 1 января 2009 года пособие по уходу за ребенком до трех лет планировалось повысить до 100% БПМ, то есть до 223 660 рублей. Ранее чиновники Минтруда заявляли, что был даже подготовлен соответствующий проект указа президента. С одной стороны, увеличение небольшое — 44 780 рублей. С другой — и таких средств в казне не нашли.

Речь о повышении размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком в возрасте до трех лет до 100% БПМ шла, как минимум, в течение последних четырех лет. И определенный прогресс был. Например, в конце 2006 года матери получали от государства на своих малышей помощь в размере 60% от БПМ. Размер пособия был увеличен до 80% БПМ только в январе 2008 года.

Пособие планировалось приравнять к бюджету прожиточного минимума к 2010 году. Теперь только начался 2009 год, время еще есть. Но на данный момент процесс приостановлен. Как объяснил В.Потупчик, потому что «нужно посмотреть, как будет развиваться ситуация далее. При подписании Генерального соглашения поставлена задача в 2009 году вернуться к рассмотрению этой темы и принять решение».

Тем не менее, Владимир Потупчик заверил, пишет БЕЛТА, что все государственные программы будут выполняться. «Главная задача сейчас — проанализировать эффективность выполнения этих программ, рациональность использования выделенных финансовых ресурсов, — отметил он. — Необходимо уйти от дублирования, параллелизма в работе, исключить любую межведомственную разобщенность».

Между тем, повышение пособий на детей предусмотрено программой «Дети Беларуси» на 2006-2010 годы и Национальной программой демографической безопасности Республики Беларусь на 2006-2010 годы.

Судя по всему, без внимания останется растиражированная в прошлом году инициатива Минтруда увеличить белорусским женщинам продолжительность отпуска по беременности и родам. Предоставление женщинам более длительных отпусков положительно скажется на здоровье мам и малышей, замечали чиновники. Это могло бы способствовать увеличению количества нормальных родов и, следовательно, сокращению числа удлиненных послеродовых отпусков, которые предоставляются в случае осложненных родов.

Но теперь ситуация иная. «Нужно экономить в большом и малом, — сказал Владимир Потупчик. — Но мы не откажемся ни от одного решения, которое было ранее принято».

Экономист Исследовательского центра Института предпринимательства и менеджмента (ИПМ) Александр Чубрик в интервью «Белорусским новостям» отметил, что не видит ничего удивительного в том, что государство поддерживало матерей и детей в прошлые годы, которые в Беларуси были объявлены годами ребенка и здоровья. Но сегодня ситуация изменилась: «Сейчас она выглядит следующим образом — ранее для власти была важна поддержка широких масс. Теперь поддержки электората ожидать не приходится, и, на мой взгляд, поддерживать эти группы никто не будет, во всяком случае, в таких объемах, как ранее».

Александр Чубрик считает, что ключевые фигуры, на которые опирается власть — это силовые структуры и чиновники: «Мы навряд ли услышим о сворачивании какой-то поддержки этих категорий. Это в настоящее время ключевые фигуры, на которые власть будет опираться. Дети и матери теперь не та группа, в содержание которой государству сегодня выгодно вкладывать деньги».

По словам Александра Чубрика, «так было всегда, в похожих политических системах во всяком случае. Это достаточно стандартная ситуация, когда выбивают либо поддержку народа, либо поддержку узкого приближенного круга».

Правда, чисто экономическую составляющую проблемы Александр Чубрик также не исключает: «Социальные программы дороги. Денег в казне нет, соответственно, приходится выбирать, куда их тратить».

По мнению А.Чубрика, в нынешней ситуации было бы целесообразно еще раз пересмотреть систему льгот и сориентировать систему соцподдержки на те группы населения, которые действительно нуждаются в помощи государства и находятся в уязвимом положении.

«Например, серьезный риск бедности существует среди матерей, воспитывающих маленьких детей и поэтому не имеющих возможности работать, одиноких пенсионеров. На мой взгляд, необходимо четко определить чувствительные группы и организовать систему льгот и соцподдержки. У нас же пока получается, что старую мы разрушили, то есть льготы отменили, а новую не построили. Говорить об адресной помощи как о серьезной поддержке нуждающихся, не приходится», — заключил экономист.

naviny.by

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here