«Автогражданка» подешевела

0
309

В Республике Беларусь сокращены страховые взносы при страховании большинства видов автотранспортных средств. Соответствующий указ №236 от 28 апреля внес изменения и дополнения в указы, которые регулируют условия и общий порядок отдельных видов страхования. Об изменениях в законодательстве рассказал в интервью БелТА генеральный директор Белорусского бюро по транспортному страхованию Петр Кучерин.

Тарифы, по которым в настоящее время работают страховые компании Беларуси, были установлены еще в 2000 году. Страховка привязана к евро, поэтому пересмотр тарифов на страхование отдельных транспортных средств был необходим, отметил Петр Кучерин. "С самого начала введения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств мы вели базу и накапливали информацию по всем заключенным договорам на территории нашей страны. Это касалось как внутреннего, так и пограничного страхования и "Зеленой карты", а также всех выплат, производимых страховщиками", — отметил Петр Кучерин.

Ведение этой базы помогает при обосновании и расчетах тарифов и корректирующих коэффициентов. Указ установил, что такая база должна формироваться, и ее данные должны учитываться. "Таким образом, только на основании этой информации формируется тарифная политика по данному виду страхования. Статистический анализ, который мы проводили в течение нескольких лет, показал, что отдельные тарифные позиции нуждаются в уточнении", — сообщил П.Кучерин.

В частности, принято решение о снижении страховых взносов по большинству типов транспортных средств (20 типов). Преимущественно снижение коснулось транспортных средств, принадлежащих транспортным компаниям, а также сельскохозяйственным предприятиям.

Тарифы на страхование грузовых прицепов и прицепов-дач к легковым автомобилям стали меньше на 50%; грузовых и грузопассажирских автомобилей грузоподъемностью от 1 т до 2 т включительно, от 2 т до 8 т, от 8 т до 15 т, от 15 т до 25 т и свыше 25 т  уменьшены на 10%; тягачей — на 16%; колесных тракторов и дорожных машин мощностью до 50 л.с. включительно — на 40%, от 50 л.с. до 200 л.с. и свыше 200 л.с. — на 20%. Кроме того, на 70% снижены страховые взносы для прицепов и полуприцепов к грузовым автомобилям и тракторам грузоподъемностью от 5 т до 10 т включительно и от 10 т до 20 т; свыше 20 т — на 50%, для мотоциклов, мотоколясок и мотороллеров с рабочим объемом двигателя до 150 куб.см и от 150 куб.см до 750 куб.см — на 20%. Уменьшены на 15% тарифы для автобусов с числом посадочных мест до 20, от 21 до 40 включительно и свыше 40.

Вместе с тем указом увеличены взносы для транспортных средств, наиболее часто совершающих ДТП, в частности для легковых автомобилей иностранного производства с объемом двигателя от 2500 до 3500 куб.см — на 22%, с объемом свыше 3500 куб.см — на 20%, легковых автомобилей-такси — на 15%, грузовых автомобилей грузоподъемностью до 1 т — на 15%, мотоциклов с объемом двигателя свыше 750 куб.см — на 250%, маршрутных такси — на 52%. Несколько повысились страховые взносы для городского транспорта — троллейбусов и трамваев — на 20%. При этом, по словам П.Кучерина, "повышение согласовывалось с Министерством транспорта и коммуникаций, которое резко возражало против какого либо повышения, однако мы убедительно доказали, что это действительно обоснованно и необходимо".
Так как в Минске происходит около половины всех дорожно-транспортных происшествий в Беларуси, то размер корректирующего коэффициента для граждан, которые проживают в Минске и Минском районе, увеличен с 1,3 до 1,5. В остальных регионах Беларуси эти коэффициенты остались прежними.

Указом также урегулирован вопрос очередности страховых выплат страховщиками в случае, если риски застрахованы по добровольному страхованию наземных транспортных средств (КАСКО) и по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств. При наличии этих договоров вред, который причинен потерпевшему в результате ДТП, в первую очередь возмещается по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. "Если у потерпевшего есть помимо обязательного договора еще и КАСКО, а у виновника обязательный договор, тогда установлена следующая схема: прежде чем идти к своему страховщику по КАСКО, если потерпевший хочет воспользоваться этим договором, он должен сначала получить определенную сумму страхового возмещения у компании-страховщика виновника, а оставшуюся сумму, которой не хватает на ремонт, получить у страховщика по КАСКО", — пояснил Петр Кучерин.
Для стимулирования владельцев автомобилей к безаварийной эксплуатации транспортных средств, ужесточена система скидок и надбавок. Ранее, если автовладелец ездил год без ДТП, то от суммы страхового взноса отнималось 10%. Таким образом, если в течение пяти лет человек ездил безаварийно, то он получал 50-процентную скидку. Если попадал в ДТП, то добавлялось только 20%. Сейчас же, если автовладелец имеет скидку в 50%, то достаточно одной аварии — и вся скидка обнуляется. Такой метод призван повысить безопасность движения на дорогах, сообщил П.Кучерин.

Также указом упразднена норма, согласно которой страховщик был вправе проверять, на самом ли деле потерпевший произвел замену поврежденных в ДТП деталей.

По словам П.Кучерина, в прошлом году Беларусь переведена из статуса транзитного (временного) в статус полного (постоянного) члена международной системы страхования автогражданской ответственности "Зеленая карта". Это предполагает внесение целого ряда изменений и дополнений, касающихся предоставления белорусским страховщикам права заключать договоры страхования "Зеленая карта" не только в отношении белорусских транспортных средств, но и транспортных средств, зарегистрированных в странах, которые не входят в данную систему.

"При разработке подобных документов первоочередная цель — повышение страховой защиты отечественных страхователей, а также безопасности дорожного движения и защищенности граждан", — заключил гендиректор Белорусского бюро по транспортному страхованию.