Евросоюз продолжит курс на постепенное привлечение Беларуси

0
241
Прошедший 8-9 июля визит еврокомиссара Штефана Фюле не выглядел сенсационным. Особенно на фоне прошлогодних посещений Беларуси такими персонами общеевропейской внешней политики, как Хавьер Солана и Бенита Ферреро-Вальднер.
 
Показательно, что Фюле был принят на самом высоком уровне. Можно также отметить беспрецедентный факт публикации его статьи в газете Администрации президента. Еврокомиссару дали возможность изложить главное условие перевода двустороннего сотрудничества на новый уровень. Фюле отметил, что «нам нужно увидеть в Беларуси новый прогресс по вопросам соблюдения прав человека и основополагающих свобод, повышению уровня демократии и дальнейшему совершенствованию принципов верховенства права».
 
Однако выводы некоторых экспертов о том, что сам факт публикации говорит о готовности власти прислушаться к рекомендациям Брюсселя, едва ли справедливо. Приведенная формулировка является чрезвычайно осторожной, и крайне маловероятно, что большинство читателей как-то выделили ее из текста.
 
Точно так же нельзя согласиться и с российской прессой, которая в связи с рассматриваемым визитом пришла к глубокомысленным выводам типа «обиженный Россией Лукашенко опять заигрывает с Западом». Информация о приезде еврокомиссара поступила давно, так что рассматривать этот контакт как реакцию белорусского руководства на конфликты последних недель не приходится.
 
Кроме того, что гораздо более существенно, в беседе с гостем белорусский лидер не дал ни малейших оснований предположить наличие у него намерений изменить свой внешнеполитический курс.
 
Напротив, в очередной раз прозвучали хорошо знакомые высказывания типа «мы не упадем, не будем ползать на коленях ни перед кем — ни перед вами, ни перед Россией, ни перед Америкой». Александр Лукашенко откровенно сказал, что не питает иллюзий по поводу быстрого улучшения отношений с Евросоюзом, а в завершение предостерег от излишних надежд и ожиданий: «Беларусь будет двигаться своим путем».
 
Не очень понятно также, привез ли брюссельский эмиссар какие-то новые инициативы. По крайней мере, изложенные им четыре тезиса практически ничем не отличаются от тех постулатов, на которых зиждется нынешняя политика Евросоюза в отношении нашей страны, отмечают "Белорусские Новости".
 
Каков бы ни был готовящийся совместный план реформ, уже то обстоятельство, что он, как анонсировал еврокомиссар, не будет носить юридически обязательного характера, а станет своего рода политическим документом, порождает сомнения в его эффективности.
 
По словам гостя, «официальный Минск должен четко представлять, что он получит, если начнет размораживать отношения с Европой и будет выполнять пять условий «дорожной карты»: демократические выборы, права человека, отсутствие политзаключенных, свобода СМИ, беспрепятственная регистрация общественных объединений и инициатив».
 
Конечно, такие рассуждения формально абсолютно правильны. Проблема, однако, в том, что Минск уже давно прекрасно все представляет, вот только платить такую цену совершенно не готов. Во всяком случае, до тех пор, пока предлагаемые Европой блага по своему объему не окажутся сопоставимыми с теми, которые обеспечивает Россия. Судя же хотя бы по сложностям, которые испытывает программа «Восточное партнерство», рассчитывать на это в обозримом будущем нереально.
 
Кстати, о России. Несколько настораживает тот факт, что во время встречи с представителями белорусских демократических сил Штефан Фюле привел в качестве положительного примера отношения Украины с Россией и Евросоюзом. По его словам, «хорошие отношения с Россией и Евросоюзом не противоречат друг другу, поскольку ЕС и Москва предлагают разные продукты, и государство может выиграть от этого. Такая модель не вызывает антагонизма у России и позволяет Украине делать шаги навстречу Европе».
 
С учетом того, что сейчас европейский вектор Киева де-факто ослаблен, такие сентенции представляются отражением определенной индифферентности Брюсселя. Складывается впечатление, что Евросоюз возвращается к Realpolitik, а это представляется чрезвычайно опасным, так как никаких сдвигов в сторону демократических преобразований в России не наблюдается.
 
Таким образом, обострение противоречий с Кремлем не приведет к кардинальным изменениям в белорусской политике. Соответственно, у Европы нет иного варианта, чем продолжать курс на постепенное и мягкое привлечение Беларуси. Желательно без «помощи» Москвы.