Belarus Business Weekly: Троечная белорусская логистика и кризис в головах

0
132
Новости через призму белорусской логистики сегодня предлагает вам КАПИТАЛ в традиционном субботнем обзоре.
 
Вы узнаете, на каком свете нынче белорусская логистика, почему импортозамещение не всегда хорошо и как выбить совок из умов.
 
Вместе с КАПИТАЛОМ итоги прошедшей недели подводит директор логистической кампании «ЕМТранс» Татьяна Яцук.
 
 
Хорошие новости: падение доллара
 
В качестве хороших новостей на текущей неделе КАПИТАЛ выделил снижение курса доллара, получение синдицированного кредита в миллиард долларов, идея снизить арендную плату для малого и среднего бизнеса.
 
Наиболее позитивными новостями, по мнению Татьяны, является новость о снижении арендной платы, пусть даже и в перспективе, и о падении курса доллара (напомним, с начала недели он снизился на 70 рублей).
 
— То, что снижается курс доллара, это говорит об укреплении и рубля и какой-то стабилизации, отмечает Татьяна. — Кризис нас стороной не обошел, к сожалению. Транспортная логистика – специфическая сфера. Мы являемся промежуточным звеном между компаниями производителями и компаниями-потребителями. Они и являются основными потребителями наших услуг и поэтому их успехи — это наши успехи, ну и их поражения – тоже наши. Ничего уж тут не поделаешь….
 
«Очень нестабильная ситуация на предприятиях»
 
При этом Татьяна сомневается в том, что в будущем году курс будет 9150 рублей за доллар.
 
— Мне кажется, будет Новый год, будет видно. Очень нестабильная на данный момент внешняя и внутренняя среда предприятий, поэтому очень сложно сказать, что будет у нас на самом деле. То, что правительство предпринимает определенные шаги, это однозначно. Будет ли это улучшение или ухудшение, сейчас сказать сложно. Но я все таки верю в нашу страну и настраиваюсь на позитив.
 
Я люблю повторять своим молодым сотрудникам, что нет безвыходных ситуаций, есть трудные выходы. Думаю что это применимо к теперешней нашей ситуации. Конечно, определенная нестабильность, связанная с колебаниями курсов валют, сыграла свою роль, это и рост цен на топливо, и временный дефицит валюты и другие факторы. Причем это применительно не только к Беларуси, ситуация в Западной Европе не намного лучше.
 
«У нас и так сделано довольно много шагов для вывода бизнеса из тени»
 
Довольно позитивно Татьяна оценивает и разгоревшееся на этой неделе обсуждение о планируемой амнистии капитала.
 
— Раз уже об этом говорят как о проблеме, то значит, ее уже увидели и оценили как серьезную, — говорит бизнесвумен. — Думаю, что если дальше будут шаги по легализации бизнеса и вывода капитала из тени, то это будет довольно позитивно. При этом мне кажется, что за последнее время у нас и так сделано довольно много шагов для вывода бизнеса из тени.
 
Новости со знаком «минус»: высокие девальвационные риски белорусской экономики
 
В минусовые новости КАПИТАЛ отнес увеличение убыточности предприятий, рост внешних долгов Беларуси, проблему высокой импортоемкости белорусской экономики и другие.
 
Татьяна выделила две самые негативные на ее взгляд новости:
— Высокая импортоемкость — это действительно большая проблема. Но если разобраться, то все равно эта проблема двоякая: нельзя говорить однозначно, что это плохо или хорошо, — говорит она. — Вот, например, та же импортозамещаемость. Для одной отрасли это плохо, но, например, для логистической отрасли — это очень даже хорошо. И однозначно для нас будет хуже, если Беларусь перейдет полностью на собственное производство. Мы ведь завязаны на импорте и экспорте. Но тут остается надежда, что импортозамещение будет происходить настолько интенсивно, что экспорт будет значительно превышать импорт. А для страны направление на импортозамещение — довольно правильная стратегия.
 
Не совсем позитивно Татьяна оценивает и новость о создании в Беларуси национальных холдингов.
 
— Глобализация идет по всему миру, и по всему миру ее не приветствуют, объясняет свою позицию бизнесвумен. — Я думаю, что в некоторых отраслях такие схемы приемлемы, а в некоторых лучше оставить все на том же месте. Пусть это будут более мелкие компании, возможно, работающие по франчайзингу, но они более мелкие и мобильные. И им проще перестроиться.
 
Высокие девальвационные риски? Логично
 
Татьяна считает логичным на данном этапе наличие высоких девальвационных рисков в Беларуси.
 
— То, что в Беларуси сейчас высокие девальвационные риски — это не какая-то сенсация, так они велики по всему миру из-за нестабильности экономической ситуации в целом. Вы даже не представляет, какие ужасающие слухи сейчас ходят в Европе. Вплоть до отмены евро. Но тем не менее все живут и работают и ждут.
 
Однако мы вошли в кризис позже всех, и будем выходить из него тяжелее всех. Да, на сегодняшнюю ситуацию в Беларуси повлиял высокий уровень импортоемкости. Но тут, как мне кажется, есть одна серьезная причина —  мы бедны ресурсами в первую очередь.
 
«Разруха (читайте, кризис) у нас в мозгах»
 
Но второй и самой основной причиной кризиса Татьяна считает неумение работать по-новому.
 
— К сожалению, если вы посетите наши предприятия, то в их отделах сбыта, закупок сидят, извините, тети с менталитетом образца 70 лет прошлого века. Они даже скорее не хотят, чем не могут работать по-новому. И молодым очень сложно работать с ними. А если молодые и пытаются предлагать какие-то идеи, то их «перековывают» под себя, — делится впечатлениями Татьяна. — И такая ситуация складывается на очень многих наших предприятиях. Нельзя приходить на работу и просто отбывать свое время, ожидая, что кто- то что-то изменит сверху. Мир вокруг нас меняется и надо меняться вместе с ним, иначе мы никогда не уйдем вперед.
 
Моей дочери 23 года, у нас дома часто бывают ее друзья. У многих собственное, пусть даже маленькое дело, кто то ремонтирует машины, кто то торгует бытовой техникой, важен не род занятий, а то что эти совсем молодые люди не сидят и не ждут когда станет лучше, а делают дело. А это и дополнительные рабочие места и налоговые поступления в бюджет.  И тут понимаешь что прав был Булгаков говоря «Разруха (читайте кризис), это не старуха с клюкой….разруха, прежде всего у нас в мозгах».
 
Кризис — это, когда люди сидят и ждут директив
 
О чем тут говорить. Возьмем даже Брест, где мы сейчас работаем. Ведь тут много промышленных гигантов, но при этом посмотрите на «Савушкин продукт», на «Санту-Бремор», которая буквально из праха, начав в 90-х, стала доминантом на рынке. Причем не только нашем. Но, я бы сказала, и Беларуси. И теперь она успешно конкурирует с той же «Белрыбой» государственной. А почему? Потому что мозги другие.
 
И для сравнения посмотрим тот же ламповый завод, у которого возможности гораздо больше. Или тот же «Цветотрон». В каком они состоянии? Тут лучше помолчать.
 
Или еще пример. У нас было областное предприятие «Рыбторг». Через него шли все поставки рыбы. И что? Со временем его «Санта-Бремор» поглотила. И опять же почему? Потому что люди сидели и ждали директив из Минска, финансирования из Минска. Не развивался тот же маркетинг, та же логистика. Люди работали по-старому.
 
Вот если мы преодолеем свое нежелание меняться тогда преодолеем и другие трудности.
 
Белорусская логистика — тройка по десятибалльной шкале
 
КАПИТАЛ не мог не воспользоваться случаем и не поинтересоваться состоянием рынка логистических услуг в Беларуси. По мнению директора «ЕМТранс» — это пока троечка.
 
— Если оценивать состояние белорусской логистики сегодня, то, наверное, это троечка по десятибалльной шкале. В сравнении с Западной Европой, или даже ближайшими нашими соседями – Польшей и Литвой, — рассказывает Татьяна. — Меня очень поражает, когда идешь на контакт с предприятиями, то обнаруживаешь превратное мнение о логистических транспортных компаниях.
 
Очень многие руководители считают их ненужным звеном. Довольно популярным является мнение, что наша цель – нажиться и только. Прибыль, конечно, — это одна из целей бизнеса, но представлять нас эдакими грабителями я все же не стала бы. На самом деле логистические компании – это неотъемлемое звено рынка. Почему? Ответ прост.
 
Ведь даже крупные компании — перевозчики все равно ограничены в возможностях, это и отсутствие техстаронних разрешений, и ограничение количеством автомобилей, и финансовые возможности, наконец. К тому же даже не каждый крупный производитель или торговый агент, не говоря уже о более мелких, может позволить себе содержать в штате квалифицированного, подчеркиваю, именно квалифицированиго логиста.  
 
И тут появляется логистическая компания. У которой возможности гораздо шире. Потому что она сотрудничает с разными перевозчиками. Готова предложить несколько вариантов перевозок разных по сложности и цене, таможенное оформление, консолидацию, и хранение грузов на собственных складах в Европе и т.д. То есть весь сервис от одного склада до другого. Сможет ли это сделать предприятие даже с автомобильным парком на 80-100 машин? Сомневаюсь. Поэтому я считаю, что транспортная логистика неотъемлемое звено современного рынка, особенно для нашей страны, где экономика интенсивно развивается.
 
Прогноз от Татьяны Яцук: все будет ХОРОШО
 
Как сообщал КАПИТАЛ на этой неделе, астрологи предсказывают Беларуси два очень тяжелых года.
 
— Я не аналитик, я практик. У астрологов такая работа прогнозировать и нас пугать, — с оптимизмом заявляет Татьяна. — Мне кажется, что все наладится, может быть, не сразу, но обязательно наладится. Я люблю повторять своим молодым сотрудникам, что нет безвыходных ситуаций, есть трудные выходы. Думаю что это применимо к нынешней нашей ситуации. Конечно, определенная нестабильность, связанная с колебаниями курсов валют сыграла свою роль, это и рост цен на топливо, и временный дефицит валюты и другие факторы. Причем это применительно не только к Беларуси, ситуация в Западной Европе не на много лучше. Но тем не менее мы видим что ситуация стабилизируется. 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here