Беларусь повышает цену транзита

0
49

Сейчас Беларусь взимает 0,89 доллара на 100 километров за транзит тонны нефтепродуктов, следующих из России, и намерена повысить тариф на 30% примерно до 1,2 доллара за тонну, передает ИТАР-ТАСС со ссылкой на источник в правительстве Беларуси. Однако такое повышение возможно только при условии согласования с Россией.

По словам представителя российского профильного ведомства, «решение должно быть принято в рамках новой методики определения тарифной ставки на прокачку нефтепродуктов через белорусский участок системы магистральных нефтепродуктопроводов, которая сейчас согласовывается с «Транснефтепродуктом», дочерним предприятием которого является «Запад-Транснефтепродукт».

Тариф 0,89 доллара действует с 2004 года. Тогда тариф был увеличен с 0,59 до 0,89 доллара за тонну на 100 км.

Отношения двух стран по вопросам транспортировки регулируются межправительственным российско-белорусским соглашением о взаимодействии при эксплуатации магистральных нефтепродуктопроводов, расположенных на территории Республики Беларусь.

В документе предусмотрена возможность повышения тарифов по соглашению сторон. Летом 20041 года был подписан также двусторонний протокол о признании права собственности России на имущественный комплекс «Запад-Транснефтепродукта», расположенного в Беларуси.

В начале 2008 года Минск уже повысил тарифы на транспортировку нефти. С 5 января в среднем на 19,8% были увеличены тарифы на прокачку белорусской нефти по внутренней системе нефтепроводов. Цены же на транзит российской нефти западным потребителям по нефтепроводу «Дружба» выросли на 17-18%.

С 5 января тариф на транзит по маршруту Унеча – Адамова застава (на Польшу) повышен до 2,8 евро за 1 тонну нефти, по маршруту Унеча – Броды (граница Украины) – 1,2 евро. Белорусы воспользовались повышением на 15,2% тарифов по транспортировке нефти в России, сообщает "Взгляд".

Так, с 1 января 2008 года «Транснефть» повысила расценки в среднем на 19,4% (стоимость транзита по «Дружбе» выросла на 15,2%).

Последний раз Беларусь повышала цены на транзит нефти в феврале 2007 года – до 3,5 долларов и 1,5 долларов соответственно. По расчетам министерства экономики Беларуси повышение транзитных тарифов принесет дополнительно около 30 млн долларов в бюджет страны.

По территории Беларуси проходит 1,493 тыс. км нефтемагистралей. Объем транзита нефтепродуктов уменьшился на одну десятую вследствие аварий и прекращения транзита в направлении Унеча-Вентспилс в 2007 году и составил около 9 млн. тонн.

Ежегодно Беларусь прокачивает около 70 млн тонн нефти транзитом из России, а с учетом поставок на Мозырский НПЗ – 80-81 млн тонн.

Перспективы строительства второй очереди БТС-2 Унеча – Приморск, которая пойдет в обход Беларуси, определятся в апреле. Тем не менее, после увеличения белорусской стороной ставок по транзиту нефти министр промышленности и энергетики России Виктор Христенко заявил, что Россия не намерена перенаправлять нефть из «Дружбы» в БТС-2.

Аналитик Института стран СНГ Александр Фадеев отмечает, что разговоры, что вслед за повышением тарифов на транзит нефти будут повышены расценки на транзит нефтепродуктов, ходят давно.

Договоров, которые сдерживали бы такой рост тарифов российской стороной, нет, а заявление Христенко дало белорусам зеленый свет по росту тарифов.

«В тоже время в одностороннем порядке на повышение тарифов на прокачку нефтепродуктов Белоруссия не пойдет», – подчеркивает Александр Фадеев.

Согласно межправительственному соглашению, тарифы могут быть повышены только по соглашению обеих сторон. По его словам, понять белорусов можно – из-за нынешнего роста цен они могут выдвигать аргументы, что обслуживание системы требует дополнительных финансовых затрат.

Единственный сдерживающий их момент – имущественные права России на нефтепроводы, расположенные на территории Беларуси.

«С большой долей вероятности можно говорить, что Россия вступит в переговоры по данному вопросу, – заключил эксперт. – Скорее всего, будет найдено компромиссное решение». Возможно частичное увеличение тарифа. Также не исключена пауза до принятия окончательного решения, пишет "Взгляд".

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here