Беларусь становится полноправным участником программы «Восточное партнерство»

0
178

Вечером 23 февраля все 27 стран — членов Европейского союза приняли решение включить Беларусь в программу "Восточное партнерство", которая утверждена по инициативе Польши и Швеции в мае 2008 года с целью укрепления отношений ЕС с Азербайджаном, Арменией, Беларусью, Грузией, Молдовой и Украиной.

Проект "Восточное партнерство" нацелен на облегчение переговоров по созданию зон свободной торговли для услуг и сельхозпродуктов, а также по заключению соглашений о партнерстве и облегчению визовых режимов. Старт программе, которая предполагает политическое и экономическое сближение с Евросоюзом, будет дан на саммите стран — участниц проекта 7 мая в Праге. В ее рамках шести бывшим советским республикам до 2013 года будет выделено 350 млн. евро в виде дополнительной финансовой помощи.

Следует обратить внимание, что это решение принято сразу же после завершения визита в Минск верховного представителя по вопросам общей внешней политики и политики безопасности Евросоюза, генерального секретаря Совета ЕС Хавьера Соланы и его переговоров с высшим руководством Беларуси.

Что нам предлагают? Окно, в которое можно только заглядывать в Европу? Или широко распахнутую дверь, в которую можно беспрепятственно входить? Естественно, чтобы и возвращаться.

Как относимся к этому проекту мы? Президент страны Александр Лукашенко неоднократно подчеркивал, что Беларусь придерживается многовекторной внешней политики. В интервью информационному агентству "Франс-Пресс" глава государства подчеркнул: "Мы высоко оценили шаги, сделанные Европейским союзом. Хотелось бы, чтобы они были более существенными, радикальными, чтобы этот диалог был более интенсивным". Развивая эту тему, он заметил: "Есть два гигантских геополитических образования — Европейский союз и Россия. Мост — Беларусь. Вот и все значение Беларуси для Европы, — подчеркнул Президент. — Мост должен быть прочным. Это — интерес Европы. И европейцы должны быть, в общем-то, нам благодарны за то, что мы в порядке содержим этот мост. Как бы вы нас ни критиковали, что у нас и того, и этого не хватает, и каких-то свобод, и так далее, но тем не менее вы всегда отдаете должное, что мост этот содержится в порядке и по нему спокойно можно ездить, летать, ходить".

Выступая на XI Минском форуме "Соседство и безопасность: перспективы Беларуси в Европе", глава Администрации Президента Владимир Макей выделил следующее: сейчас созданы уникальные предпосылки для активизации отношений Беларуси и ЕС, а также вовлечения белорусской стороны в общеевропейские политические процессы. "Давайте совместными усилиями предпримем то, что пошло бы на пользу прежде всего простому человеку, простому европейскому гражданину", — подчеркнул Владимир Макей. Вместе с тем глава Администрации Президента отметил: "Однако мы далеки от того, чтобы напрашиваться на сотрудничество с ЕС".

Оперативно отреагировало тогда на инициативу ЕС и Министерство иностранных дел: "Предложения Брюсселя мы рассматриваем как очередной шаг по наращиванию прагматичного сотрудничества со странами ближайшего окружения Евросоюза". Было подчеркнуто, что Беларусь заинтересована в расширенном сотрудничестве с ЕС по ряду взаимовыгодных направлений, включая торговлю, энергетику, транспорт, борьбу с трансграничной преступностью, экологию и сельское хозяйство. Содержание нынешнего позиционного документа Еврокомиссии во многом созвучно белорусским интересам в указанных областях и могло бы стать "платформой для осуществления в многостороннем региональном формате некоторых из тех проектов, обсуждение которых уже ведется в рамках текущих отраслевых переговоров между Беларусью и ЕС". Однако было выделено и следующее: "Необходимой предпосылкой для этого является уважение интересов и учет мнений всех участников этих процессов".

Все эти заявления можно рассматривать как прагматичные предусмотрительность и осторожность.

Говоря о новой европейской инициативе, нельзя забывать одного очень важного на геополитическом поле игрока — Россию. Как считает директор программ России и стран СНГ Германского совета по внешней политике Александр Рар, "сейчас мы входим в фазу, где Россию будут изолировать и оказывать на нее нажим". По его мнению, Москва вряд ли будет спокойно наблюдать за тем, как Евросоюз станет активно развивать демократические институты на постсоветском пространстве. "Выделяется четверть миллиарда евро в год на построение гражданского общества и демократических институтов в этих шести государствах. В документе также говорится о создании свободной экономической зоны с этими странами, а не с Россией. Таким образом, это полностью разрушает российскую идею о едином экономическом пространстве на постсоветской территории. Ведь Беларусь будут вытаскивать из Союзного государства с Россией", — сказал Александр Рар.

Он предполагает, что постепенно между Арменией, Азербайджаном, Беларусью, Грузией, Молдовой, Украиной и ЕС будет вводиться безвизовый режим, перспективы установления которого с Россией отодвигаются. В итоге возникает опасность нового "занавеса" между постсоветскими странами и Россией. "Это — очень тревожный документ для России, который показывает, что ЕС серьезно обеспокоен "неоимперской" политикой РФ", — полагает германский аналитик.

Евросоюз, конечно же, понимает беспокойство Москвы. Ведь не случайно сразу же по завершении встречи глав внешнеполитических ведомств государств ЕС в Брюсселе министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер сделал заявление о том, что ЕС готов периодически привлекать Россию и Турцию к участию в программе "Восточное партнерство".

"Все участники совещания пришли к согласию относительно того, что, в зависимости от каждого конкретного случая и от рассматриваемых тем переговоров, возможно привлечение к их обсуждению России и Турции", — сказал Кушнер. При этом он подчеркнул, что "недопустимо повторение в отношении России той ситуации, которая отчасти сложилась в НАТО, когда у РФ возникло впечатление, что она находится в осаде". Со своей стороны верховный представитель по внешней политике и безопасности ЕС Хавьер Солана подтвердил, что "остается открытой возможность встреч с Россией и Турцией" в рамках намеченной программы "Восточное партнерство". Солана сообщил, что подобная возможность обсуждалась 11 февраля в Москве в ходе его встреч с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым.

Хорошо, что Европа начала понимать значение важного геополитического положения Беларуси. Но есть еще один положительный сигнал. В эти же дни он поступил из-за Атлантики. США оставили в силе решение, выводящее из-под режима американских санкций два белорусских предприятия — "Лакокраска" и "Полоцк-стекловолокно". Как объявил Минфин США, срок действия этого решения продлен до 1 июня. Ранее он должен был истечь 2 марта.

Техническое по сути решение представляет собой немаловажный политический шаг. Санкции против Минска были введены по откровенно политическим мотивам прошлой республиканской администрацией США. Нынешнее решение Минфина США означает, что осторожный процесс нормализации двусторонних отношений сможет продолжаться.

Кстати, этому решению помог бизнес. За возобновление поставок продукции из Полоцка в США активно ратовали около 30 местных фирм, для которых они были жизненно необходимыми и которые после введения ограничений оказались на грани банкротства. Их просьба была услышана в Вашингтоне, вероятно, еще и потому, что в условиях нынешнего острейшего финансово-экономического кризиса в США нарастает безработица, а местные власти всеми силами стараются избежать утраты рабочих мест.

Таким образом, здравый смысл во взаимоотношениях с Беларусью начинает преобладать. И это очень важно именно сейчас, когда миру нужно совместными усилиями преодолевать непростые финансово-экономические трудности.

Виктор ЛОВГАЧ,

БЕЛТА