Бизнесу не удалось отвязаться от евро

0
227

Правительство не смогло подавить в себе желание заработать на частном бизнесе как можно больше. Вопреки его просьбам, оно непатриотично решило сохранить привязку арендной платы к дорожающему евро. Это значит, что аренда по-прежнему будет больно бить по карману отечественных предпринимателей.

Слабым утешением для бизнеса может служить обещание Минэкономики принять меры для снижения издержек арендаторов, которые выросли после девальвации белорусского рубля.

«Подведомственным предприятиям и организациям даны письменные указания о применении коэффициентов эффективности, используемых в расчете размеров арендной платы, дающих возможность сохранения ее размеров на уровне декабря 2008 года», — говорится в сообщении пресс-службы экономического ведомства.

В бизнес-среде эффективность такой рекомендации оценивают скептически. «Рекомендовать можно что угодно. Другой вопрос, будут ли их соблюдать. Ведь вопросы аренды государственной собственности находятся в ведении Республиканской комиссии по упорядочению использования административных зданий. Она действует при Управделами президента», — сказал «Белорусским новостям» председатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов. Поэтому на рекомендации Минэкономики там могут просто закрыть глаза.

Это половинчатое решение, считает председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир Карягин. По его словам, даже если Минэкономики и добьется того, что аренду открутят к уровню декабря прошлого года, все равно она будет расти, потому что евро на месте не стоит. Это не более чем разовая поддержка для бизнеса.

Предпочтение европейской валюты в арендном вопросе Минэкономики объясняет тем, что в случае экономической необходимости привязка к евро «позволяет оперативно регулировать ее размеры, в том числе и в условиях колебания валютного курса». Кроме того, размер арендной платы привязан к одной постоянной величине (базовой ставке в евро). Однако в выигрыше от этого оказываются лишь правительство, но никак не бизнес.

Последний неоднократно предлагал  вернуться в расчетах за аренду к национальной валюте. Повышение ставок было бы привязано к уровню инфляции в стране, что было бы более справедливо, считают предприниматели. Такой механизм действовал до 2002 года.

В Минэкономики же говорят, что нынешний порядок более удобен и справедлив. Мол, раньше бизнесу требовалось ежемесячно пересчитывать размеры арендной платы по всем заключенным договорам аренды. Кроме того, положенная в основу расчета остаточная стоимость зданий и помещений, определяемая с учетом переоценок основных средств, не всегда отражала реальную стоимость этого имущества, что приводило к занижению размеров арендной платы, считают в Минэкономики.

По мнению Владимира Карягина, попытка заработать на аренде в период реструктуризации экономики — далеко не лучший способ для государства. Ведь за счет высокой аренды у частных предприятий фактически изымаются оборотные средства, которые они могли бы направлять на развитие, переоснащение и повышение конкурентоспособности продукции.

«Неудивительно, что у нас такой «дохлый» бизнес. Около 90% из них не имеют собственных помещений. Аренда завышена, при том что возможности для зарабатывания у бизнеса ограничены, а налогообложение и административная нагрузка высокие, — отметил эксперт. — Мы обращали внимание правительства на несоразмерности арендной платы, отсутствие экономического обоснования ставок, привязки к остаточной стоимости зданий и сооружений. Но добиться понимания не удалось».

Аренда помещений — давний бич для бизнеса. Купить у государства неиспользуемые или неэффективно используемые здания и сооружения сложно и долго. Зачастую сделкам мешают ограничения на будущую деятельность нового владельца. Продажа объектов по конкурсу или на аукционе чаще всего сопровождается определенными условиями, которые нужно соблюдать. Например, производить конкретные виды продукции, сохранить профиль предприятия на определенный срок и т.д.

Крупные госпредприятия, имея излишние площади и незагруженное оборудование, десятилетиями сдают их в аренду частному бизнесу, получая дополнительный источник дохода и избавляясь от необходимости развивать основное производство. В этих условиях малый производственный бизнес оказывается менее конкурентоспособным, поскольку в структуре себестоимости своей продукции имеет стабильно растущую (адекватно росту курса евро) статью затрат.

Если арендная плата в ближайшее время не опустится, то это приведет к ускоренному разорению малого и среднего бизнеса, считает председатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов. Между тем в условиях экономического кризиса именно этот сектор экономики мог бы стать источником дальнейшего роста экономики.

«Мы очень надеялись, что здравый смысл восторжествует и хотя бы на период кризиса арендная плата уменьшится». Ведь у некоторых предприятий арендные платежи достигают 40% от их валового дохода. Поэтому их снижение даже на 10% в нынешних условиях было бы серьезной помощью для бизнеса.

Дмитрий ЕРМАК

naviny.by