Только сотрудничество правительства и частного капитала поможет смягчить последствия кризиса в Беларуси

0
265

Ведущие эксперты мира анализируют последствия финансового кризиса для стран СНГ. Беларусь все меньше остается в стороне от мировых процессов, связанных с экономическими проблемами. Ежедневные новости пестрят сообщениями о череде увольнений и сокращений в странах Восточной Европы.

Страны СНГ не отстают в своих анализах и пессимистических прогнозах. Создается впечатления, что мир живет в ожидании ветра положительных перемен лишь со стороны США, откуда, собственно, и прилетел горький дым первого очага разгорающегося кризиса…  На вопрос, когда же все это закончится, ответил эксперт в области финансов Ольга Шандора, которая более чем 15 лет работала на руководящих должностях в ведущих банках Уолл-стрит, управляющий партнер частного Инвестиционного банка в Нью-Йорке. В прошлом вице-президент нью-йоркского отделения UBS.

– В США новый президент. Он обещал, что вскоре наступят перемены, которые помогут выйти из кризисного состояния. Когда?

– Новая администрация находится у власти всего около трех недель, но уже столкнулась с реалиями жизни. Одно дело — предвыборная программа и совсем другое — принятие законов и постановлений в условиях демократического процесса. Каждый конгрессмен имеет свое мнение, и нужно проделать огромную работу, чтобы прийти к общему решению и принять кардинальные законы. Тем не менее дебаты идут довольно быстрыми темпами, и уже в ближайшие две недели должны быть приняты основные постановления, направленные на нормализацию ситуации с высокорискованной ипотекой и активизацию работы банков.

– Кто может быть против того, чтобы помочь стране выйти из кризиса, помочь гражданам, которые могут потерять свои дома из-за кредитов?

– Не все так просто, любая программа спасения стоит денег, и кому-то придется платить за ипотеку. Деньги государства – это деньги налогоплательщиков, и они вправе знать, как эти самые налоги будут потрачены. В ситуации с теми, кто может потерять свои новые дома, все еще сложнее.

–Почему?

– Представим на секунду: мы скромно живем в старой маленькой квартире, имеем хороший стабильный доход. А наш сосед по площадке недавно получил кредит в банке и купил шикарный большой дом. Но случилось непредвиденное: бывший сосед потерял работу, выплачивать кредит нечем, и банк собирается забрать этот шикарный дом. Сосед обращается к правительству, устраивает демонстрации перед банком, дает интервью на радио и телевидении о том, как ему тяжело, как его дети полюбили свою новую комнату и как он боится потерять кров. Вы смотрите эти новости в своей старой маленькой квартирке. Ваша первая реакция в Беларуси: человек в беде, ему нужно помочь. Но если разобраться… Кто заставлял этого соседа переезжать в новый шикарный дом? Он сам принял такое решение, значит, сам должен и отвечать за последствия. За такие неверные решения не должны платить другие граждане. Именно так понимают ситуацию большинство американцев. И думаю, законы будут приняты с учетом настроений налогоплательщиков. Пока не нормализуется ситуация на рынке недвижимости, говорить о выходе из кризиса рано. А в настоящее время в стране остаются непроданными около 90 миллионов домов.

– Каждый день мы слышим о новых банкротствах, об ограничениях в компенсации высшему эшелону менеджмента, о помощи. Что изменилось в банковской системе в США?

– Здоровье банковской системы – залог здоровья экономики. Новые законы как раз и будут направлены на регулирование этой сферы.

– Банки США ждет национализация?

– Речь идет о национализации только банковских долгов, контроль над прибылью и доходами будут по-прежнему осуществлять сами банки. Поэтому процесс дебатов идет так долго: государство не очень хочет разбираться с долгами, если работа банков не изменится.

–Значит, деятельность банков будет слишком «урегулирована»?

–Надеюсь, что нет. Как показывает мировая практика, и европейская в том числе, нет ничего хорошего в том, что у банков нет свободы принятия решений: как и куда вкладывать деньги, как награждать своих менеджеров. Экономика и общество больше страдают в такой ситуации. Регулировать работу здесь должен сам рынок, здравый смысл.

– А вам не кажется, что мир достаточно уже пострадал от того, что американские банки имели полную свободу?

– Прежде чем обвинять американские банки, было бы правильно вспомнить, как за последние 20 лет изменился мир в лучшую сторону, как пришел прогресс и блага цивилизации в самые отдаленные уголки земного шара, где люди годами не ели досыта и не имели никогда лишней пары обуви.

– Да, но при чем здесь американские банки и Уолл-Стрит?

– Нравится нам это или нет, но именно свободное движение капитала и инновационные технологии, продвижение которых финансировала Уолл–стрит, так называемая секьютиризация активов, принесли благосостояние миллионам людей. Многие из них никогда и не слышали названий банков и имен топ-менеджеров, которые способствовали тому, что в отдаленной деревне появился и Интернет, и новые лекарства, и одежда.

– Так все-таки в чем заслуга менеджеров с Уолл-стрит?

– А вы попробуйте провести Интернет в любую деревню, привезти людям теплую одежду или витамины. Где вы возьмете деньги на эти благие намерения? В бюджете государства?.. А банк благодаря Уолл-стрит имеет доступ к мировому капиталу и может финансировать локальные проекты.

– Получается, что мы все должны теперь думать, как там у вас на Уолл-стрит?

– Уолл-Стрит – это двигатель мирового капитала. Даже те, кто не понимал этого раньше, принимают это теперь всерьез. Именно потому столько энтузиазма по всему миру и вызвала новая администрация, которая обещала быстро навести порядок и вывести мир из кризиса.

– Чего ждать Восточной Европе, странам СНГ?

– Восточная Европа зависит от заемного капитала. Некоторые страны импортируют до 80% своего продовольствия, используя заемный капитал. Поэтому естественно, что в условиях мирового кризиса недостаток заемного капитала приводит к самым печальным последствиям. На весну и начало лета приходятся сроки рефинансирования больших траншей займов, в некоторых странах – до 90 миллиардов. В условиях падения экспорта и отсутствия спроса на продукцию этих стран будет сложно избежать массовой деноминации нескольких валют. Только сотрудничество правительств и частного капитала поможет смягчить последствия кризиса для этих стран.

– В Беларуси уже начался диалог власти и бизнеса, однако работа идет медленно. Что можно сказать по этому поводу с учетом вашего опыта?

– Диалог – это всегда процесс. И будем надеяться, что стороны будут слушать противоположные точки зрения и искать компромиссы. Ожидать же, что твоя точка зрения будет принята, только потому что ты ее высказал или написал, по меньшей мере, наивно. В обществе востребованы зрелые личности, профессиональные, а не формальные эксперты, которые могут вести диалог с властью, с бизнесом, искать конкретные пути выхода из кризиса с учетом национальной специфики и уникальности положения Беларуси в мировой системе.