Элита западного проекта сегодня впала в состояние, которое можно по аналогии с шахматами назвать цугцвангом — когда любой ход ухудшает ситуацию. Таким мнением поделился известный российский экономист Михаил Хазин. По его словам, западная элита построена на обязательной и постоянной "присяге на верность". Как только присяга нарушается, соответствующий персонаж из элиты выкидывается.
"Это не значит, что его "раскулачивают" или убивают — просто он начинает конкурировать со всеми как рядовой человек. И становится подсудным по бытовым делам (например, наезду на человека на дороге), может проиграть хозяйственное дело в суде и так далее, и тому подобное. В такой ситуации большое состояние не сколотишь и не сохранишь, примеров тому масса. Как есть и много примеров того, что члены элиты "обычному" суду, как простые смертные, неподсудны", — отмечает Михаил Хазин.
"Это мы можем себе позволить рассуждения о "конце капитализма", поскольку не входили, не входим, и не будем входить в элиту этого проекта. А вот те, кто туда вошел, крайне болезненно воспринимают мысль о потере такого статуса", — считает эксперт.
По его словам, можно привести большое количество примеров того, что бывает с людьми, которые правила нарушают. "Например — со Стросс-Каном. Впрочем, есть и более тонкие примеры, когда люди считают, что речь идет просто о несчастном случае или банкротстве. Да, конечно, они вполне часто имеют место — но только после того, как снята "элитная защита", без которой владельцем большого состояния быть невозможно", — приводит слова экономиста КМ.RU.
Михаил Хазин отметил, что подобная система была и в СССР — там члены элиты назывались "номенклатурой". Система западного проекта построена похоже, но несколько сложнее. "Если в СССР была единая система идеологического контроля (и, собственно говоря, как только она стала сама разлагаться, СССР оказался обречен), то на Западе это сложная система клубов, лож и прочих организаций. Некоторые мы знаем — например, пресловутый "Бильдельбергский клуб", но это, так сказать, самая вершина пирамиды. А она достаточно велика", — считает эксперт.
"И ситуация улучшиться не может. Поскольку проектная элита она потому и проектная, что борется со всеми альтернативами своего проекта железной рукой. Не понимая и не желая понимать, что тем самым его же самого и разрушает. Я, кстати, не знаю, можно ли сделать аналог западного проекта без ссудного процента и разделения труда — не исключено, что можно. Вот только элиту нынешнюю при этом придется, по большей части, полностью ликвидировать, чего она ужасно не хочет", — заключил Михаил Хазин.