Минэкономики Беларуси подготовило проект указа о деятельности холдингов

0
178
Министерство экономики Беларуси завершило подготовку проекта указа "О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь по вопросам создания и деятельности холдингов", сообщили в пресс-службе министерства.

Законопроект призван значительно расширить состав участников холдинга и перечень оснований включения юридических лиц в холдинг в качестве его дочерних компаний. Также предусмотрены отдельные нормы по оптимизации экономических отношений участников холдинга.

В настоящее время бизнес-структуры Беларуси и законодатели начинают осозновать возможности подобной организации ведения бизнеса. Именно поэтому в последнее время принимаются меры по проработке законодательства, регулирующего вопросы холдингов, отметили в Минэкономике.

В Беларуси холдинги начали действовать с 1 апреля 2010 года, когда вступил в силу указ от 28 декабря 2009 года №660 "О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь". Ранее на территории страны объединения юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, могли создаваться в форме финансово-промышленных и иных хозяйственных групп и государственных объединений. 

В числе первых в 2010 году был создан холдинг на базе ОАО "Горизонт". По данным Минпрома, в состав холдинговой компании вошли 11 дочерних предприятий. Создание холдинга позволило "Горизонту" выделить отдельно производство, продажу и сервис продукции. 

Сегодня холдинги стали объективной экономической реальностью в Беларуси. Холдингом признается только то объединение, которое зарегистрировано в установленном порядке в Минэкономики в качестве такового.

В Министерстве экономики отметили основные характеристики привлекательности холдингов и их возможности. Это установление централизованного управления, снижение предпринимательских рисков, перераспределение средств внутри холдинга, повышение эффективности бизнеса и обеспечение его динамичного развития.

Основной идеей формирования холдингов является создание системы экономических связей и финансового контроля через систему участия в имуществе дочерних компаний, то есть владения их акциями (долями) в уставном фонде.

В соответствии с указом выделяются два вида холдингов. Первый вид холдинга — это объединение коммерческих организаций, в котором одна из них является управляющей компанией холдинга в силу возможности оказывать влияние на решения, принимаемые дочерними компаниями холдинга. Такая возможность у управляющей компании возникает на основании владения 25% и более акций либо долей в уставных фондах дочерних компаний холдинга — хозяйственных обществ или обладания статусом учредителя по отношению к дочерним компаниям холдинга — унитарным предприятиям.

Второй вид холдинга представляет собой объединение коммерческих организаций, в котором управление дочерними компаниями либо участие в управлении дочерними компаниями осуществляет непосредственно собственник 25% и более акций либо долей в уставных фондах этих компаний без образования управляющей компании холдинга. 

Холдинг не является юридическим лицом. Его участниками могут быть только хозяйственные общества и (или) унитарные предприятия и не могут быть юрлица, зарегистрированные в государствах, с которыми у Республики Беларусь отсутствует соглашение, предусматривающее обмен информацией по налоговым вопросам.

Холдинг создается на основании решения управляющей компании холдинга или собственника. При этом указом не предусматривается необходимость получения согласия дочерних компаний на вхождение в холдинг. Управляющая компания холдинга выполняет управленческие решения: проводит согласованную финансовую, инвестиционную и производственную политику холдинга, разрабатывает планы перспективного развития. Она обладает полномочиями выступать от имени участников холдинга в отношениях, связанных с созданием и его деятельностью, вести консолидированный учет и отчетность о финансово-хозяйственной деятельности холдинга.

В обязанности дочерним компаниям вменено представление управляющей компании бухгалтерской отчетности не реже одного раза в год. А в обязанности управляющей компании — обеспечивать конфиденциальность полученной от дочерних компаний холдинга информации, что должно быть зафиксировано в ее уставе.

При создании холдингов важно учитывать возможность сохранения технологического и кооперационного единства, проведения централизованной инвестиционной политики в отношении объединившихся предприятий, привлечения новых денежных средств для технического совершенствования и развития производства, его реструктуризации, повышения конкурентоспособности на внутреннем и внешних рынках, подчеркнули в Минэкономики.

При этом в ведомстве отметили, что возможности холдингов, безусловно, не безграничны. Но эффективность их работы, в том числе в части привлечения внешнего финансирования, минимизации отрицательного воздействия конкуренции, диверсификации потерь от реализации рисковых проектов и множества иных преимуществ, неоспорима.