Belarus Business Weekly: Белорусское книгоиздание как ходьба по минному полю

0
352

Сегодня в еженедельном аналитическом интервью на КАПИТАЛЕ своим видением делится один из организаторов Минской международной книжной выставки-ярмарки, генеральный директор ПК ООО “Макбел” Дмитрий Макаров.

Вы узнаете, чего ждет книжный бизнес от объявленного года книги, какие льготы будут благом для книгоиздания и почему в книжном бизнесе прогорают профессионалы.

— Дмитрий Геннадьевич, какие новости вы считаете главными для вашего бизнеса?

— Пожалуй, самым главным событием будет XIX Минская международная книжная выставка-ярмарка, которая пройдет с 8 по 12 февраля. Мы являемся ее организаторами совместно с министерством информации Республики Беларусь и ОАО “Белкнига”, и выполняем функции исполнительной дирекции вот уже 19 лет. Столько же лет это главное событие начала года в книжном бизнесе Беларуси.

Могу с уверенностью сказать, что это единственная выставка из всех в Беларуси рекордная по количеству стран и посетителей. Это более 20 государств. У нас всегда проблемы вывесить флаги возле “БелЭкспо”, потому как там только 18 флагштоков.

Из последних новостей беспокоит повышение ставок единого налога для индивидуальных предпринимателей. Сейчас готовятся решения, что резко поднять ставку единого налога и фиксированный НДС. Резкое поднятие этих величин приведет к резкому росту цен на книги. Пока готовятся обращения от предпринимателей в горисполкомы, но пока неизвестно, что из этого выйдет.

Понимаете, в стране объявлен год книги, а с другой стороны повышаются резко налоги на книги. Это парадокс.

Мы все же ждем позитивных новостей ввиду объявленного года книги. Мы ожидаем конкретных подвижек, конкретных действий для книгоиздателей и распространителей книжной продукции в Беларуси.

Это может быть конкретный законодательный акт, тот же законопроект о снижении налоговой нагрузки на книжный бизнес, о снижении НДС на книжную продукцию до российского уровня ( для сравнения, у нас НДС равен 20%, в России — 10%).

На сегодняшний день, это, пожалуй, самая главная проблема для книжной отрасли страны.

Вообще, во всех крупнейших государствах мира НДС на книжную продукцию отсутствует. Согласно последним исследованиям, проведенным в 84 государствах мира, в 24 из них НДС на книжную продукцию вообще отсутствует. Во всех остальных снижен, а на некоторые виды книжной продукции (детская книга) также отсутствует.

Ведь книги — это образование, это культура нации. Поэтому стоит принимать конкретные шаги по спасению книгоиздательской отрасли.

Могу привести пример таких конкретных шагов. После российского дефолта в 1998 году, начались проблемы и в белорусской отрасли книгоиздания. И тогда, в 2000-2001 году в Беларуси был принят указ об освобождении книжной отрасли от НДС и от налога на прибыль. Полтора года была отрасль освобождена от налогов. И именно в тот момент это спасло книгоиздание в Беларуси. Потому как тогда было даже тяжелее, чем в нынешней ситуации. Кто знает, возможно, если бы не этот шаг, вы сейчас со мной не разговаривали бы в качестве директора издательства.

— Как вообще повлиял кризис прошлого года на отрасль?

— Я во всех интервью повторяю, что кризис-то для книжной отрасли и не начинался. Потому что специфика книжной отрасли в том, что здесь всегда большие складские запасы.

Новые книги по новым ценам приходят, но покупатель пока не готов покупать эти книги. К сожалению, мы видим, что сегодня многие российские книги по цене приближаются к психологическому рубежу в 100 тысяч. А люди пока не готовы за простую книгу отдавать 100 тысяч рублей.

Но нас не минет сия чаша. В Европе, например, книги — это достаточно дорогое удовольствие. Каждый год книги дорожают, что в валюте, что в белорусских рублях. Потому что цену за бумагу мы платим мировую, цену за полиграфию платим мировую.

А книги в Беларуси дешевле за счет прибыли издателей, и авторских гонораров, потому как у нас писатели — они не миллионеры, как на Западе. За счет этих показателей такая цена и держится. Да и вся специфика распространения книг совершенно другая. Если на Западе вся книжная торговля основана на торговле под скидку, то наша торговля работает под наценку. А поскольку наценка не ограничена, то это приводит к тому, что цены могут довольно сильно разниться. Например, в том же Минске в разных точках, цена на одну и ту же книгу может отличаться в два раза.

Также у нас одна из проблем — большая зависимость от российского книгоиздания. И книгораспространение и книгоиздание в основном русскоязычное (белорусскоязычное книгоиздание занимает меньше 10%). И в лучшие времена 90% книг наших уезжали в Россию, а 90% рынка нашего — книги российских издательств.

Есть такая зависимость. И даже если мы завтра ограничим или запретим ввоз российских книг, то в итоге нам не хватит для заполнения магазинов книг, изданных в белорусских издательствах.

— Отразилось ли на книжной отрасли вступление в ЕЭП?

— Вступление в ЕЭП книжной отрасли не дало ничего.Ни единого плюса. Как у нас были проблемы с поставками российских книг в Беларусь, и белорусских книг в Россию, так они и остались. Никто не отменил оформление пакета документов при поставке книг.

Российскому издательству на данный момент даже выгоднее просто прекратить работать с Беларусью, чем оформлять этот гигантский пакет документов. Что многие компании уже и сделали.

Вся эта проблема началась с 2005 года, когда мы перешли на новый принцип уплаты НДС. И если раньше НДС уплачивался по государству происхождения, то потом он стал уплачиваться по стране назначения. И из-за этих проблем с НДС мы потеряли российский рынок. И очень многие перестали с нами работать и не хотят даже начинать работать. ЕЭП не отменило процедуру оформления всего пакета документов.

Есть только одно реальное упрощение — в оформлении на границе. если раньше несколько часов на границе: проверка груза и т.д. То теперь белорусская машина просто притормаживает и ее не смотрят.

Вот одно реальное упрощение. Как и с сертификатами на детские книжки.

Какие-то мелкие улучшения есть, но нельзя сказать, что мы взяли да и открыли границу.

— Если смотреть принципиально, какая разница организации книгоиздания в России, Украине и Беларуси? Есть ли слабые места в белорусском книгоиздании?

— Начнем с того, что у нас есть лицензирование издательской деятельности. Каждое издательство должно получить лицензию, сдать экзамен в Министерстве информации, также получить лицензию должны и полиграфисты.

 

Несмотря на то, что я бизнесмен, я отношусь к этому положительно. Я считаю необходимым лицензирование в нашем виде деятельности. Потому, что если его отменить, то произойдет примерно то же самое, что происходит сейчас в издательском бизнесе России. У них на издательство лицензии отменены. У них любая компания завтра может начать издавать книги, не ставя никого в известность и т.д.

От этого очень страдает редакторская подготовка книг, переводческая подготовка книги. Никто не соблюдает ГОСТы и т.д. У нас издатели в какой-то степени вынуждены обращаться с книгой как с золотом, потому как это все находится под угрозой потери лицензии. И если где-то будут нарушения, то могут вынести предупреждение и приостановить лицензию.

Мне кажется, что в такой деятельности как книгоиздание должен быть не только пряник, но и кнут.

В России эта сфера, можно сказать, более рыночная, но одновременно она и более бесконтрольна. У нас более контролируемая. но это в итоге приводит к качеству. Могу привести пример, что на конкурсах книги “Искусство книги” в СНГ белорусские книги всегда в числе победителей. И на последнем конкурсе белорусская книга альбом “Радзiвилы” издательства “Белорусская Энциклопедия им. Петруся Бровки ” взяла гран-при.  Я заседал в жюри конкурса летом прошлого года в Москве. И был горд, что наша книга заняла такое место.

— То есть пока самой большой проблемой для книгоиздания в Беларуси является НДС?

— Да, на самом деле. Но я хочу сказать, что такая проблема существует не только у нас, такая проблема существует и в СНГ. И мы даже подготовили несколько законопроектов в масштабе СНГ, в том числе это и соглашение о взаимном обмене печатной продукции. Оно касается вопросов о перевозках печатной продукции через границу. Но пока ждем. Ждем законопроект о поддержке книгоиздания.

— А какие сейчас тренды в книгоиздании?

— Я всегда привожу классический пример, что у нас читатели всегда подвержены моде. Пока не вышел фильм “Парфюмер”, книжка лежала на полках. Как только вышел фильм, книгу не успевали привозить, настолько большой был на нее спрос.

Из последних. Есть книга Фаины Раневской “Моя судьба — шлюха”. Ну, лежала она себе и лежала. Ну, были продажи, ну, не очень. Как только прошло несколько статей в центральных СМИ, где приводились реплики, репризы, — книга полетела.

Что касается классики, то всегда продаются и до кризиса, и в кризис детские книги. Лучше всего продается то, что родители когда-то сами читали, когда были детьми. От Агнии Барто и Михалкова, до классических сказок.

Сейчас огромный тренд — учебники и учебные пособия. Интернет не может их заменить полностью. Хоть волнами, но это постоянный рынок.

Что касается художественной литературы. Здесь есть понятие “модный писатель” и “немодный писатель”, но есть и постоянный спрос  как на “Поющие в терновнике” или “Над пропастью во ржи”.

— Если бы вас попросили совета при открытии издательства, что бы вы ответили?

— Во-первых, я хочу сказать, что за последние лет 10 в Беларуси не появилось, ни одного крупного издательства. И вряд ли появится в ближайшее время. Потому что на данный момент это деятельность для фанатиков, для тех, кто любит книгу. Для тех, кто уже в этой отрасли по 20 лет. Для тех, кто без этого не представляет свою жизнь.

А для новичков… Ну, нет на данный момент в этой отрасли больших денег.

 

Эта отрасль, как ходьба по минному полю. И достаточно выпустить одну неудачную книгу, чтобы полностью разориться в ноль.

Понимаете, в книжной отрасли не работают экономические расчеты, не работает экономика. Например, в той же России, в первой сотне владельцев издательств нет ни одного со специальным профессиональным образованием. Профессионалы на этом разорялись. Нет ни одного с экономическим образованием. Экономисты тоже разорялись.

Почему? Потому что законы экономики в книгоиздании не работают.

 

Даже классическая схема “товар-деньги-товар” тут не работает. Это не как на МАЗе, ты купил деталь, собрал автомобиль, потом продал и т.д.

Тут ты можешь взять самого гениального автора, издать самую лучшую книжку в самом лучшем оформлении, но ты ее просто не продашь. Ее просто не купят, потому что ты не угадал с автором. Да, ты прочитал рукопись, и как директор издательства решил, что книга гениальная. Издал книгу — и она пошла на склад. И все. И ты банкрот в течение одного дня.

И опять же в чем специфика той же книги, в отличие от продуктов, например? От книги можно отказаться. Кушать ты должен каждый день, одеваться тоже. А от книги можно отказаться в любой момент.

В первую очередь при тяжелых ситуациях отказываются от книги. Заметьте, что даже в социологических опросах книга идет в графе “развлечения”. И мы первые попадаем под сокращение. И в этом беда нашей отрасли.

— А если бы у вас спросили совета насчет открытия книжного магазина?

— Книжный магазин еще тяжелее открыть, чем издательство. И держать его тяжелее. Потому что для наполнения магазина вам нужно либо купить книги, либо взять на реализацию на какой-то фиксированный срок. Но при нынешней покупательской способности вы не сможете за эти книги вовремя заплатить, а если вы купили их на деньги, то при нынешней инфляции, продав книгу через полгода после ее покупки, вы получите деньги только на половину первоначального количества. Поэтому вы вымоете просто оборотку и все.

На Западе плановое время реализации ставят два, три года. пять лет. Там планируют, что книга будет продаваться такое время. Сопоставьте с нашей инфляцией и увидите…

Книга, это не тот товар, который летит. Это очень специфичный товар.

Беларусь, кстати, это единственная страна на экс-СССР, которая смогла сохранить систему государственной книжной торговли. Это большая наша заслуга, что мы смогли это сохранить. Они обеспечивают население книгами. В России в 1990-е доходило до того, что все книжные магазины шли на продажу. И в этих магазинах, даже в городах-миллионниках, вместо книг продавали водку.

Сейчас ситуация, и в России и у нас идет к тому, что при увеличении количества издательств у нас идет уменьшение количества магазинов. Причем идет в диких диспропорциях. У нас меньше, а в той же России и Украине больше.

Согласно специальным исследованиям, за двадцать последних лет коэфициенты обеспечения магазинов, условно говоря на душу населения, изменились в 10-ки раз. Это огромная проблема. Издательства растут, как грибы, а продавать книжки негде.

Есть исследования в той же России, что на книжных полках в магазинах сейчас есть место только каждой пятой книге, выпущенной в издательствах страны.

Сейчас в России некоторые крупные магазины вводят плату за то, чтобы взять вашу книгу на реализацию. И это без гарантии на продажу, а за появление на полках.

Потому что ограничено место на книжных полках. И поэтому для других книг нужно искать альтернативные источники распространения. Это и интернет-магазины, какие-то клубы, презентации и т.д. и т.п.

— Какие вы видите перспективы развития книгоиздательства в нашей стране?

— Это все зависит от меры поддержки книги в нашей стране. Каким путем определит государство. В каком виде им нужна книга, что сделать и т.д.
Вот если завтра скажут, что книжные магазины освобождаются от арендной платы.

Ну, мы уже это проходили, у нас был период, когда книжные магазины не платили аренду. С одной стороны, это благо вроде как.Но с другой стороны, получился вред. Почему? Потому что никому не нужен арендатор без арендной платы. Все книжные магазины мало того, что с очень большми проблемами сталкивались при эксплуатации помещений, так и новый магазин было очень сложно открыть. При проведении аукциона организаторы прямо так и писали, мол, все, что угодно, кроме книжной торговли. Даже были суды, когда люди выигрывали аукционы, а им потом не подписывали договора на открытие книжного магазина.

В любой льготе может быть перекос. Но опять же приведу пример, в той же Молдове внесены изменения в налоговый кодекс. Согласно ним книжная продукция, газеты и журналы освобождены от НДС и налога на прибыль. Книгоиздание там — полностью безналоговая отрасль. И даже при таких льготах, там нет развития в этой области. Нет просто покупательской способности населения.

Здесь надо не просто принять закон о какой-то льготе, но нужно комплексно с этой отраслью работать.
 

Настасья Занько

Belarus Business Weekly – то, о чем стоит задуматься.