Belarus Business Weekly: Больная тема базовой и таксистские «войны»

0
219

Что будет с таксистами, если бензин снова подорожает? Как на них отразится увеличение базовой величины? И какова сейчас обстановка в этом бизнесе?

КАПИТАЛ предлагает вам посмотреть на события уходящей недели глазами директора столичного такси "184" Андрея Крылова.

Новости со знаком "минус"
Доллар изящно побеждает белорусский рубль
Курс доллара на текущей неделе вырос фактически на 100 рублей в сравнение с предновогодним снижением. При этом курс продажи доллара в обменниках увеличился на 25 рублей с начала недели.
Несмотря на снижение доллара на протяжении нескольких недель "народный прогноз" от белорусов показал, что ожидаемый населением курс колеблется на уровне 8-16 тысяч белорусских рублей.
 
"Рост курса доллара на сто рублей на нас не повлиял, — говорит Андрей Крылов. — Но когда доллар растет, мы ждем повышения цен на топливо. А вот с топливом моя структура связана полностью. А вот из-за роста топлива растут тарифы и уменьшается поток пассажироперевозок". 
 
"Мне кажется. Что все-таки курс будет расти все же. Какое-то есть такое ощущение", — прогнозирует Андрей.
Напомним, что согласно прогнозу Нацбанка доллар в нынешнем году вырастет до 9150 рублей. Самый пессимистический прогноз насчет курса доллара в 22 тысячи прозвучал в прошлом году от Минэкономики.
 
Увеличение базовой может вылиться в бунт таксистов
Мифическая базовая величина (искусственная цифра, к которой привязаны многие платежи, ставки и штрафы) будет увеличена с первого апреля текущего года более чем в три раза: с 35 тысяч до 100 тысяч белорусских рублей. По словам предпринимателей, это увеличение базовой больно ударит по карману, и так опустошенному кризисом прошлого года.
"Увеличение базовой на нас скажется очень сильно, — говорит Андрей Крылов. — И в первую очередь из-за арендной платы. В нашей компании на данный момент 350 квадратных метров арендной площади. И плата за нее привязана к базовой в размере 35 тысяч рублей. Что будет если она повысится в три раза? Мы будем вынуждены повышать абонентскую плату нашим таксистам. И если она сейчас составляет 300 тысяч, то не сложно представить, сколько это будет при трехкратном увеличении базовой. И это может закончиться чем угодно, даже бунтом"…
При этом, по мнению Андрея, в случае отмены увеличения базовой, просьбу о котором предприниматели направили на имя премьер-министра Михаила мясниковича, легче не станет.
"Тут получается два варианта, — говорит Андрей Крылов. — Арендная плата привязана либо к базовой величине, либо к доллару. В случае, когда она привязана к базовой, то, конечно, лучше бы базовая величина оставалась на месте. А с другой стороны, я арендую площади у коммерческой организации. И если базовая будет оставаться на месте, то аренду привяжут к курсу доллара. А вы сами видите, что с долларом. Тут компромисса не найти, как мне кажется".
 
"И еще один момент есть негативный в увеличении базовой именно для таксистов, — рассказывает Андрей. — Очень часто водителей штрафуют по мелким нарушениям ПДД. И если, например, раньше было предупреждение либо штраф в 35 тысяч (одна базовая), то сейчас это будет сто тысяч, которые еще нужно заработать".
 
Как отразиться на бизнесе 12-е повышение цен на топливо?
Еще одной довольно неприятной новостью для директора такси "184" может быть очередное повышение цен на топливо, слухи о котором начинают бродить в сообществах автомобилистов.
Напомним, что в прошлом году цены на бензин и дизельное топливо повышались одиннадцать раз. При этом последнее повышение было 5 декабря прошлого года. И вслед за этим событием правительство Беларуси пообещало не повышать больше цен… но только в декабре прошлого года. Про 2012-й не сказано был ровным счетом ничего. При этом в пятницу "Белнефтехим" заявил, что снижение акцизов на топливо не является причиной снижения цен. На вопрос, жать ли повышения представители "Белнефтехима" отвечали очень туманно и неоднозначно.
По словам Андрея Крылова, очередное повышение цен на бензин выльется в дополнительные проблемы для его бизнеса.

"На данный момент стоимость одного километра в наше службе составляет 2500 рублей, хотя если рассчитывать сумму исходя из всех повышений топлива и роста цен на запчасти, аренды и т.д., то эта цена должна составить 4500 рублей за километр. То есть, если сейчас из Малиновки в Уручье можно добраться примерно за 70-80 тысяч белорусских рублей, то при даже нынешней реальной цене стоимость должна быть около 150 тысяч. То есть это десять поездок за зарплату рабочего на МАЗе. Конечно, это дорого для наших людей", — считает Андрей Крылов.
 
Новости с знаком "плюс"
 
ЕЭП таксистов "не напрягает"
 
Напомним, что Беларусь вот уже практически неделю живет в Едином экономическом пространстве вместе с Россией и Казахстаном. По этому поводу многие бизнесмены высказывали свои опасения насчет развития белорусского рынка в условиях конкуренции с российским и казахстанских. Поскольку на них присутствует довольно серьезная конкуренция.

"Нас особо вступление в ЕЭП не напрягает,
— отмечает Андрей Крылов. — Мы оказываем услуги, не занимаемся производством. Лично я не боюсь этого. Я всегда был за здоровую и нормальную конкуренцию. Ну, если придут российские или другие бизнесмены на наш рынок, ну, значит будем брать качеством, хорошим обслуживанием и хорошими автомобилями. Этот рынок в Минске, например, очень насыщен, кто сюда придет, я даже и не знаю".
 
Зарплаты растут и таксистов все больше
Буквально с первого января в Беларуси минимальная заработная плата стала миллион рублей.
 
"Зарплаты у нас тоже увеличились. И если раньше таксист и диспетчер за 15 смен (по 12 часов каждая) зарабатывал 600-700 тысяч, это было в эквиваленте 200-250 долларов. То сейчас мы также стремимся приподнять цены. На сегодняшний момент официальная зарплата у диспетчера на моем предприятии — 1,2 млн., — рассказывает Андрей. — Я считаю, что это копейки. Но увеличить пока я ее не могу, так как все затраты тогда лягут на водителей. Придется поднимать опять же абонентскую плату. Есть службы, которые набирают больше водителей и берут количеством. Но опять же это не всегда хорошо. Вот например, было 100 водителей и они выполняли по 10 заказов каждый, а если набрать еще сто, тогда абонентская плата увеличится, но сами таксисты будут выполнять по 4-5 заказов"…
 
"Вообще самое интересное, что сейчас в данной сложной ситуации к нам приходит все больше и больше людей. Не знаю почему, но наш народ думает, что работать таксистом очень легко. И в связи с кризисом все больше и больше становится таксистов, — отмечает директор службы такси. — Штат диспетчерской не уменьшился однозначно, потому как своих людей я не отпускаю и стараюсь их удерживать зарплатой и т.д."
 
Бизнес изнутри
 
В сфере такси очень большая конкуренция
"На данный момент стало очень тяжело. Очень большая конкуренция, — говорит Андрей Крылов. — Сегодняшнюю ситуацию с рынком я могу оценить на тройку по пятибалльной шкале. Конкуренция не только большая, но и недобросовестная. Демпингуют, снижают тарифы, вынуждая нас также снижать. Также проблема – нелегальные перевозчики и т.д.
 
Вот простой пример. Мы находимся в Минске и соответственно, платим налоги по Минским ценам. Ну, а кто-то похитрее регистрируется где-нибудь на периферии, в Барановичах, например, в каком-нибудь сарайчике и т.д. И там платят налоги вполовину меньше. Соответственно и убытки у них меньше. И цены они меньше могут поставить. В итоге страдают наши водители…. Ведь если мы увеличим абонентскую плату, чтобы покрыть расходы и т.д., то они уйдут в другие места.

То же самое и с ценообразованием. Сейчас оно свободное. Да, с одной стороны это хорошо. Но с другой, если раньше перевозчик должен был объяснить, почему он устанавливает ту или иную цену, то сейчас этого не требуется.
 
На мой взгляд, здесь есть определенный недостаток в правовой базе. Нет определенного механизма, защищающего нас от таких проблем.

Ведь мы стараемся работать честно, уплачивая все налоги. Но проблема в том, что нас таких, например, трое, а диспетчерских – 14. Мы уже пытались бороться с этой ситуацией.

При первой моей диспетчерской был создан профсоюз. И он был не один. Был и профсоюз предпринимателей и профсоюз перевозчиков и диспетчерских. Мы обращались и в профсоюз "Садружнасць", они занимались этим вопросом, писали в налоговую и транспортникам. Они это все прекрасно понимают, но на данный момент ничего сделать не могут. Пока законодательно как-то повлиять на эту ситуацию достаточно сложно. Понятно, что я, как таксист не очень хочу, чтобы в Минске работали таксисты, зарегистрированные в периферии. Но с другой стороны, некоторые предприятия зарегистрированы в том же Заславле, но при этом имеют офисы в Минске. И для них такая ситуация является нормальной. Они не страдают. То есть универсального закона, приемлемого для всех пока нет…
 
Прогноз от Андрея Крылова: Хочется, чтобы зарплаты белорусов позволяли ездить на такси
"Хочется уже какой-то стабильности… Хочется, чтобы зарплата все таки увеличилась. Хочется, чтобы правительство все таки как-то об этом подумало, как-то проиндексировало зарплаты для бюджетников, что ли…
Потому как я бы уже давно поднял тариф до 4500 за километр. Но это сделать нереально сейчас, когда зарплата средняя 1,5 млн. 200 долларов этой зарплаты не хватает на поездки на такси.
 
-Хотелось бы верить, что скоро нас ждет светлое будущее. Я не склонен к прогнозам. Что нас ждет, только одному Богу известно. Скажу просто. Пока держимся… А время покажет. Не скажу, что совсем плохо. Но все проблемы решаются по мере поступления. У нас коллектив хороший. Помогают и поддерживают".

Belarus Business Weekly – то, о чем стоит задуматься.