Belarus Business Weekly: Есть ли бизнес в ЖКХ

0
287

О событиях прошедшей недели, частном бизнесе в ЖКХ и воспитанном государством иждивенчестве беседует сегодня КАПИТАЛ с директором "частного ЖЭУ", могилевским ООО "ЖилЭкспО" Инной Евсеевой.

 
Вы узнаете, что мешает Беларуси достигнуть уровня Германии по развитию бизнеса в сфере коммунальных услуг, можно ли назвать предпринимательством то, что происходит в белорусском ЖКХ и спасет ли ситуацию полная оплата коммуналки.
  
— Инна, давайте сначала поговорим о новостях прошедшей недели. Как на вас отражается курс доллара, который после увеличение на прошлой неделе на 110 рублей, упал в пятницу на 60 рублей?
 
  
— Прямой зависимости от курса доллара у нас нет. Зарплаты мы платим в белорусских рублях, расчеты в них же производим.
 
Но опосредовано он, естественно на нас отражается. Через снижение уровня жизни людей. Бешеное падение уровня жизни — снижение платежеспособности населения. И оплату коммуналки многие начинают откладывать на потом. Я не анализировала пока цифры за прошлый месяц. Но это всегда увеличение задолженности по коммуналки. Опять-таки ставятся под угрозу и наши расчеты с другими организациями, со своими работниками.
 
Я бы не сказала, что что-то гиперстрашное происходит. Но недовольные есть, и на работу сложно найти новых специалистов.
 
— Буквально через неделю после заявлений и реакции бизнесменов на повышение базовой величины стало известно, что для начисления аренды она будет другой. Скажите, насколько позитивной является для вас эта новость и как повлияет базовой на работу вашего предприятия?
 

— Конечно, очень повлияет, у нас арендованная недвижимость в трех районах, это помещения. где располагаются наши работники и т.д. Резкое увеличение базовой привело бы к увеличению затрат и соответственно стоимости наших услуг.

 
— На текущей неделе были оглашены изменения в условиях льготного кредитования жилья. Эти изменения подразумевают то, что государство не готово нести бремя стольких льготников. Скажите, на ваш взгляд, последует ли за этим реформы в коммунальной сфере? Например, введение 100-процентной оплаты коммуналки?
 
— В принципе, введение 100% по оплате коммуналки, это было бы реально. Но я думаю, что в свете сегодняшних событий маловероятно мы к этому придем, потому что все равно у нас социальная защита граждан является прерогативой. Причем иногда даже там, где не стоило бы этого делать.
 
Но даже 100-процентная оплата коммунальных услуг в некоторых случаях не даст эффект. Есть категории граждан, которые даже сегодня не хотят платить коммуналку. Это асоциальные семьи, те же неблагополучные многодетные семьи, семьи алкоголиков и т.д. Я ничего не имею против многодетных семей, но, к сожалению, большинство должников в нашей компании — это именно они.
 
Приведу простой пример, вот сейчас практически в каждом доме имеются социальные квартиры… Для того, чтобы осуществить пуск дома председатель ЖСК собирает членские взносы. На тот же запуск лифта(приобретение диэлектрических ковриков, огнетушителей), платежи за регистрацию дома в БТИ, и т.д. Суммы там небольшие, но семьи ,заселяемые в социальные квартиры уже сейчас отказываются платить. Они считают, что для них должно все быть бесплатно.
 
В результате все затраты делятся на членов ЖСК без учета таких квартир.
 
Оплату за коммунальные услуги многие социальные квартиры, к сожалению оплачивают также не в полной мере или не оплачивают совсем .Например, им начислено 200 тысяч, а они оплачивают 20 тысяч просто, чтобы видно было, что они платят.
 
Да, при полной плате за коммуналку должна остаться адресная помощь для таких людей. Но пока ее сумма не погашает их задолженности. Правда, самое интересное, что эти люди и адресной помощью-то зачастую не пользуются. Ведь они знают, что их не выселят. Зачем ходить, собирать справки и куда-то обращаться.
 
Самое разумное в этой ситуации — наконец-то ввести ответственность. Это же неправильно, что государство фактически бесплатно раздает квартиры и не приучает граждан к тому ,что они должны нести бремя содержания своей собственности в полном объеме.
 
— Также довольно оптимистичной новостью прошедшей недели стала новость об увеличении количества ИП в Беларуси на 9,8% за прошлый год. Скажите, наблюдается ли рост бизнеса в вашей сфере?
 
— На сегодняшний день, если я не ошибаюсь, в Беларуси несколько десятков таких компаний. Из них в Могилеве 7. Понимаете, бизнес – это когда люди вкладывают деньги и на этом зарабатывают. А здесь нет заработков пока. Вот я являюсь учредителем своего предприятия и его директором. Я получаю зарплату, а допдохода у меня нет.
 
Потому как мы не можем ставить стоимость своих услуг выше, чем государственных ЖЭУ. Да и смысла нет, так как тогда наши жильцы перейдут на обслуживание к ним.
 
Разницу же между гостарифом и себестоимостью нам компенсирует местный бюджет.
 
А те наши доходы, которые мы получаем от оказания платных услуг, аренды техники и т.д., у нас облагают налогом, а на сумму, которая остается, нам уменьшают дотации. Я этот доход не могу распределить как учредитель и использовать как свой личный доход. Поэтому пока бизнесом это назвать неправильно.
 
Сегодня это обыкновенная работа. Но у меня есть интерес это предприятие сохранить и поставить на ноги, чтобы оно крепко стояло, в расчете на то, что завтра, наверное, все-таки это будет бизнес. И мои дети будут заниматься бизнесом. То есть фактически это бизнес в режиме ожидания перспективы.
 
— Так, а что нужно, чтобы ваше предприятие стало "бизнесом"?
 
— Уйти от перекрестного субсидирования. Выйти на 100 % уровень оплаты населением за техническое обслуживание. При таком условии мы сможем предлагать гражданам дифференцированный поход. К примеру: соблюдение мин.необходимых мер по обслуживанию и содержанию дома будет стоить 700 руб за 1м.кв, а повышенное внимание и дополнительные работы, соответственно, будут обходиться дороже .И все будет зависит от степени желаемого наличия комфорта собственников дома ( регулярность уборки подъезда, наличие клумб на придомовой территории ,периодичность дезинфекции мусоропровода и пр).
 
Плата за техническое обслуживание в месяц с типовой "двушки" составит чуть больше стоимости 1 кг колбасных изделий.
 
Малообеспеченные граждане при этом, конечно, должны получать адресную помощь.
 
— На ваш взгляд, смогут ли частные компании "спасти" сферу ЖКХ, на которую сейчас довольно много нареканий?
 
— Мне кажется, что все нужно в разумных пределах. Как мне кажется, у нас часто идет перекос. То мы хотим все передать государству. То отдать на откуп частнику. Во многие отрасли частника пустить нужно, ведь от живой конкуренции только выигрывают поставщики. Есть отрасли, в которых нужен контроль государства.
 
Если говорить о нашей сфере. И о нашей компании персонально, то в Могилеве кроме нас семь предприятий. У нас сейчас на обслуживании находится 50 домов. У некоторых 20, у кого-то и того меньше. И ничего в этом плохого нет. Даже наоборот. Скажу вам честно, что количество жалоб на нас на порядок меньше количества жалоб на государственные ЖЭУ. Конечно, мы тоже где-то не дорабатываем, возможно. Всегда присутствует человеческий фактор …Но мы максимально открыты для общения с населением. Моих начальников участка все жильцы знают в лицо. Ко мне не нужно записываться на прием- приходите в любое время. А если меня нет на месте, Вас обязательно выслушают и помогут решить вопрос. Наш диспетчер работает круглосуточно. В случае обнаружения ошибок или недостатков в нашей работе мы оперативно принимает все необходимые меры.
 
А жалоб на нас меньше, потому что у нас есть заинтересованность. В государственных ЖЭУ нет личной заинтересованности. Ведь если там на директора много жалоб, то его снимут и поставят другого, третьего и т.д.
 
У нас по-другому. Когда мы принимаем людей на работу, инженеров по обслуживанию и т.д., то каждый раз я им объясняю, что мы работаем до тех пор, пока людям нравится наша работа. Пока они нуждаются в нашей работе, и им нравится наше качество обслуживания. Если им не нравится наше качество, то они могут завтра же расторгнуть с нами договор и пойти в любое из семи предприятий нашего города.
 
Между нашими предприятиями имеет место здоровая конкуренция. Ко мне периодически поступают обращения от жильцов домов обслуживаемых нашими "конкурентами" и самостоятельно ТС с просьбой перейти к нам на обслуживание.
 
Это заставляет нас и наших коллег постоянно повышать качество своей работы.
 
— Вот вы говорило о том, что получаете дотации из местного бюджета. Попадали ли вы в ситуации, когда денег из бюджета вам не выделяли? Как выбираетесь из них?
 
— Получателем дотаций непосредственно является не наше предприятие, а граждане, проживающие в обслуживаемых нами домах. Система перекрестного субсидирования предусматривает возмещение разницы в тарифах не гражданину , а непосредственно предприятию несущему затраты. Поэтому правильно было бы сказать: "….если граждане проживающие в обслуживаемых нашим предприятием домах не получат дотаций …".
 
Честно говоря, сложно представить. Приходилось бы объяснять ситуацию людям, проводить собрания и предлагать им оплачивать самим полную стоимость затрат. Но это было бы достаточно тяжело, потому как люди привыкли к этим дотациям, а некоторые и не имеют возможности без них обходиться. Мы обслуживает дома в которых граждане поострили квартиры за льготные кредиты. Как правило это семьи не имеющие высокого дохода.
 
Понимаете, эти моменты тяжело перебороть в отдельно взятом доме. Мы настолько привыкли к иждивенческой советской психологии, что государство нам должно, нам кругом все должны. А вот обязанности свои мы не помним и не хотим помнить.
 
Я знаю, что в Минске есть товарищество собственников "Очаг". Они вообще обходятся без дотаций. Но там категория граждан другая. Там люди, которые неплохо зарабатывают, которые хотят жить лучше.
 
У нас, в большинстве своем люди не хотят жить лучше, а хотят жить даром. Им все равно, какой у них подъезд, грязный или чистый. Это разные категории людей…
 
Люди, которые много лет прожили в общежитиях, не смотря на то ,что они свой дом, построенный за кредиты, и то не хотят его сохранить, устраивая там фактически то же общежитие. Мы убираем за ними окурки и пустые бутылки, отмываем подъезды в которых они умудряются справлять нужду. Пытаемся пробудить желание жить в лучших условиях разными способами. Наклеиваем наклейки "самый грязный этаж", "самый чистый этаж", пишем "уважайте себя, пусть ваш дом будет чистый и уютный", "уважайте труд людей работающих для Вас", "берегите свой дом". Высаживаем цветы…
 
Самое приятное ,что многолетние старания все таки приносят свои результаты. Некоторые активные жильцы помогают нашим работникам ухаживать за насаждениями , а некоторые уже и сами высаживают цветы — и это очень приятный фактор.
 
Однако в целом потребительскую психологию сложно переломать в одном отдельно взятом доме. Этим нужно заниматься на госуровне. Я всегда говорила, что мотивация — это очень мощный психологический момент. Ведь пускают рекламу "своевременно оплачиваете коммунальные услуги", "выбрасывайте мусор в мусорные баки" и т.д. Нужно, чтобы появилась подобная реклама, которая будет стимулировать у людей желание жить лучше, беречь свою собственность . Государство нам за счет бюджета, практически бесплатно (под минимальные проценты),предоставило возможность построить квартиры. А научить, содержать их за свой счет и соответственно беречь забыли. Думаю, что начинать нужно со школы.
 
Наша "Ассоциация Управляющих Недвижимостью" готовит материал для проведения на базе Могилевской школы , в качестве эксперимента, введение в учебный процесс нескольких дополнительных часов для ознакомления с правилами пользованиями жилыми помещениями в доступном для детей формате . Так же мы попытаемся объяснить им необходимость беречь и свою и чужую собственность.
 
Я считаю, что если и СМИ, и школа и другие учреждения образования будут как можно больше проводить эту работу, то результаты будет.
В этом случае наши подъезды и дворы станут выглядеть чище и гораздо достойнее .А на сэкономленные от ремонтных работ средства наши дети получат дополнительное игровое оборудование на площадках.
 
— Ну, и в заключение беседы, поделитесь своими прогнозами на ближайшее будущее?
 
— Очень сложно сейчас что-либо прогнозировать. Думаю, пока все будут привыкать к сегодняшней экономической ситуации и займут выжидательную позицию. Во многом ситуация будет зависеть от продвижения экономических реформ, от наличия инвестиций, прежде всего иностранных, в реальный сектор экономики страны. Но для этого должны быть созданы благоприятные условия.
 
ЖКХ является достаточно серьезной затратной часть бюджета нашей страны. Поэтому реформирование этой отрасли, на мой взгляд ,будет доведено до логического завершения. Результатом которого рассчитываю увидеть повышение качества предоставления коммунальных услуг и обслуживания жилого фонда в целом. При этом сохранив уровень затрат приемлемый для нашего населения.
 
Настасья Занько

Справка КАПИТАЛА
 
ООО "ЖилЭкспО"
Количество обслуживаемых домов — 50.
Количество работников на 1.12.2011 — 107 чел.
Средняя зарплата – около 1,7 млн.