Belarus Business Weekly: Туризм и кризис, кто кого

0
221
Будет ли введен безвизовый режим до Чемпионата мира по хоккею-2014? Даст ли страхование ответственности туроператоров должный эффект? И что сейчас творится на рынке туристических услуг.
 
Об этом и не только КАПИТАЛУ в еженедельном обзоре рассказал директор республиканского союза туристических организаций Валентин Цехмейстер.
 
— Валентин, давайте начнем с новостей, которые на слуху. Буквально на текущей неделе в СМИ прошла информация о возможности безвизового въезда в Беларусь на Чемпионат мира по хоккею-2012. На ваш взгляд, какова вероятность введения безвизового режима в такое скорое время?
 
— Во вторник у нас прошло отчетно-выборное заседание Совета Союза РСТО, на котором присутствовали чиновники и из аппарата Совмина и из Министерства спорта и туризма и т.д. Обсуждались вопросы продвижения нашей страны за рубежом и привлечения туристов в Беларусь. Затрагивался и вопрос упрощения визовых процедур и внесения в них определенных корректив, определенных велением времени.
 
Чиновники пока очень осторожно высказываются по данной теме. Пока говорится о том, что мы к этому реально подойдем к 2014 году, когда будет проходить ЧМ.
 
Вообще, мы в прошлом году неоднократно обращались в Министерство спорта и туризма в правительство в МИД с предложениями о либерализации визовой политики. Мы говорим о том, что необходимо снижение стоимости виз для иностранных граждан. По такому пути пошла Украина, например, когда они разрешили безвизовый въезд странам ЕС, а также США, Канады и т.д. Весьма важным аспектом остается при приеме иностранцев в Беларуси вопрос риска в использовании рядом неблаговидных туристов из горячих точек и стран возможности траних транзита через Беларусь в страны Европы.
 
Мы не знаем в какой мере, например, в той же Украине проходит контроль рисковых стран и регионов (таких как Юго-Восточная Азия, Ирак, Иран – стран с опасной ситуацией и т.д.). Эти вопросы должны находиться в компетенции МИД и консульских служб за границей. Туристические компании лишь осуществляют прием туристов и сервисное обслуживание тех гостей, которым разрешен въезд.
 
В текущем году РСТО собирается и далее прорабатывать вопросы упрощения визовых процедур для иностранных гостей…
 
— Как вы вообще оцените именно с точки зрения турбизнеса подготовку к мировому событию в хоккее?
 
— О чемпионате довольно много в мире сейчас разговоров и слухов. Но в контексте задач по его проведению, планируется, что к моменту его начала будет построено более десятка гостиниц 4-5 звезд. Это позволит улучшить инфраструктуру отельного бизнеса в Беларуси. Одновременно планируется и строительство гостиниц класса 2-3 звезды. Ведь основной поток туристов – это люди, готовые жить именно в таких условиях. И мы хотим, чтобы они задержались у нас в стране как можно дольше и , оставили здесь свои деньги за различного рода услуги и сервис…
 
Также пока нерешен полностью вопрос по взиманию НДС с туристов при въезде в нашу страну. Здесь имеет место несовершенство учета взимания НДС при оказании услуг по приему иностранного туриста в нашей стране отдельными предприятиями индустрии сервиса и параллельно с туристических компаний взимается тот же НДС еще раз, когда они формируют пакет услуг для иностранного гостя.
 
— Страховая ответственность турфирм, о которой в последние две недели усиленно идет разговор в туристической среде, — это на ваш взгляд, рациональное решение?
 
— Конечно, этот вопрос будоражит сферу туризма. Но эти разговоры, они не новы на нашем рынке. И они возобновились только с той позиции, что у нас в стране на сегодняшний день утрачено госуправление и регулирование сферы туризма. Туркомпании работают по заявительному принципу без лицензирования. Вот и получается, что Министерство спорта и туризма не может даже вам ответить, сколько туристических компаний сегодня работает на рынке. Также довольно часто возникает вопрос о качестве оказания услуг, когда потребитель подписывает договор не вникая в его детали.
 
На данный момент ответственность туроператоров перед туристами регулируется ГК Беларуси, законами о туризме, о защите прав потребителя, А риски поездки потребитель вправе всегда застраховать самостоятельно в страховой компании…
 
Весьма важен в вопросе о страховании ответственности размер суммы страхового взноса. Ведь если сумма будет значительной, то стоит ожидать, монополизации рынка туруслуг. Свобода предпринимательства в отечественном секторе туризма в этом случае гасится и существует опасность потери национальных операторов из-за монополизации рынка крупными иностранными игроками. Вот они-то сумеют эту сумму изыскать. И наши компании в конечном итоге утратят свою роль и операторская функция быть хозяевами турпродуктов на своей земле придет к упадку.
 
Также в этой связи беспокоит тот факт, что все у нас как обычно может решиться келейно. А потом в очередной раз получится ситуация – "хотели как лучше, а получили как всегда". Поэтому на данном этапе мы хотим найти здравое решение и здравый подход и в этой проблеме соединения интересов государства и частного бизнеса.
 
Ведь, путешественник может самостоятельно страховать свои риски. Но тут также нужно подумать, а насколько рынок страхования готов к этому. На данный момент не востребована туристами даже такая простая услуга, как страхование риска при отказе в получении визы. Вот простой пример, четыре человека заплатили 240 евро (по 60 с человека). И в случае отказа они эти деньги потеряли. А если бы они застраховались, заплатив определенную страховую сумму, то часть денег смогли бы вернуть. Но, тут, то ли принцип работы на "авось", то ли действие по незнанию, я даже сказать не могу, что превалирует на сегодня в мотивации путешественника….
 
— На ваш взгляд, какие основные препятствия по развитию данной отрасли в Беларуси?
 
— В целом, если говорить о развитии турбизнеса в нашей стране, то оно охватывает создание целой индустрии отдыха и развлечений.
 
Отдельный и особый момент. Беларуси не хватает национального продукта, как в Турции, Греции и иных государствах, который можно было бы показать иностранцу при первом его визите.
 
Пусть это будет "показуха" в какой то мере. Но иностранцу нужно показать товар в лучшем виде. Со всеми нюансами сервисного сопровождения ( санитарные остановки, с душем, туалетом, пакетом сопутствующих услуг). Касается ли это популярных маршрутов или других исторических мест и аттракций страны.  Мы об этом говорим на протяжении многих лет, но пока положение не изменилось.
 
— Почему, как вы думаете?
 
— Просто долго запрягаем, как в той поговорке. Но есть опасность, что ездить будут другие, а мы так и останемся… “незацуглянными”, как пели некогда ПЕСНЯРЫ….
 
— Насколько легко в сфере туризма начать бизнес?
 
— На данный момент это вообще не проблема. Туристические компании работают по заявительному принципу. Регистрируетесь и все. Никаких ограничений на сегодня нет.
 
С января также турорганизациям разрешено работать по упрощенной системе налогообложения. Что повысит заинтересованность объемов оказываемых услуг, позволит более свободно работать, потому как не нужно будет содержать бухгалтера, если речь идет о небольших агентствах и т.д.
 
Но видите ли эта легкость с одной стороны хороша, а с другой стороны не особо. Ведь любой бизнес должен регулироваться в какой-то степени. Либо саморегулироваться при помощи общественных организаций, как, например, это сделал сейчас та же Россия. Либо какие-то госрычаги должны сохраняться. Но на самотек рынок не оставляется. Да, он хорош, но он же не идеален.
 
— Как сейчас после кризиса состояние рынка туруслуг? Много ли компаний закрылось?
 
— На этот вопрос вам никто не сможет ответить. По той причине, что Министерство не знает на данный момент точно, сколько компаний работает на рынке. А сами игроки расскажут вам только обрывочные сведения.
 Сегодня перед Министерством статистики отчитываются только фирмы, у которых туристическая деятельность – это основной вид деятельности. Если год назад таких фирм было 1300, то на сегодня их 450-460. Остальные – это "Вася Пупкин и компания".
 
Они никуда не отчитываются, это не их основной вид деятельности. Вплоть до того, что может быть это строительная компания, но при ней создано турагентство. Основной объем деятельности у них — это строительство, а по туризму они не отчитываются… Поэтому отследить этот момент сложно…
Если говорить о состоянии выездного туризма, то он был есть и будет. А задача турфирм при этом- возить на отдых людей и платить налоги в бюджет.
 
Что касается въездного туризма, то в Беларусь приезжают, в основном россияне. Они на первом месте по количеству посещений нашей страны. Это отчетливо видно в отрасли санаторно-курортного лечения. Российские туроператоры уже в апреле выкупают до 90% мест в санаторно-курортных учреждениях. А белорусскому потребителю приходится либо созваниваться напрямую с санаторием либо даже заказывать путевки через российские турфирмы.
 
После русских нашей страной чаще всего интересуются наши соседи литовцы, украинцы, поляки, немцы…..
 
— По вашим прогнозам, будут ли дорожать туруслуги? Ведь многие компании закладывали в цену путевок курс доллара в 10-12 тысяч рублей. Не предвидится ли со снижением курса снижение стоимости путевок?
 
— Нет у нас пока оптимистических оснований утверждать, что туры подешевеют. За счет чего они могут подешеветь? За счет объемов? Но пока эта тенденция не прослеживается. Растут цены на энергоносители, на транспортные услуги. Ведь в путешествии транспорт — это одно из основных звеньев затратного механизма. И если отельно-гостиничный бизнес может часто предоставить скидки турфирме и потребителю, то здесь вероятность таких скидок невелика…
 
— А как же low-cost, например? Помог бы он решить проблему стоимости тура? 
 
Это незначительная часть в объемах услуг потребителю на мировом рынке и у нас в стране таких авиалиний попросту еще нет!!!
 
— На ваш взгляд, чего ожидать в ближайшее время в турбизнесе?
 
— Туризм – это лишь одна из составляющих общей эономической субстанции в стране. Он будет развиваться, как и вся экономика. Наступит стабильность и предсказуемость, можно будет говорить и о развитии туротрасли. Пока мы находимся в подвешенном состоянии, когда риски сложно просчитать, когда нет стабильности и уверенности, а это всегда создает неопределенность и усложняет предсказуемость и анализ развития того или иного процесса..
 
Belarus Business Weekly — то, о чем стоит задуматься