Беларусь поможет сэкономить на иномарках

0
206
Введение заградительных таможенных пошлин на ввоз в Россию иномарок не замедлило сказаться на состоянии автомобильного рынка страны. Цены как на новые, так и на подержанные машины растут – этому способствует и проводимая в последние месяцы ЦБ девальвация рубля.
 
Автодилеры, работающие с иномарками, из кожи вон лезут, чтобы завлечь в свои магазины потенциальных покупателей – придумывают различные акции, обещают бонусы и скидки. Однако такая «вакханалия скидок» скоро неизбежно закончится – вместе с автомобилями 2008 года выпуска, которые и участвуют в дилерских акциях. Машины 2009 года, с учетом повышения пошлин и роста курса рубля по отношению к доллару и евро, обойдутся дилерам заметно дороже. А торговать в ущерб себе они не станут.
 
В этом смысле любопытно поведение руководства «АвтоВАЗа» — флагмана отечественной автоиндустрии, ради поддержки которой и затевалась кампания с повышением пошлин на иномарки. Казалось бы, завод в таких конкурентных условиях должен максимально наращивать продажи своих автомобилей внутри страны, фактически демпинговать, а также вкладывать максимум средств в улучшение качества своей продукции, недостаток которого и мешал всегда нормальной реализации тольяттинских машин.
 
Что же делает «АвтоВАЗ»? Во-первых, он повышает с ближайшего понедельника цены на свою продукцию – на 2-3%. Хорошенькое начало завоевания новых долей рынка! Но ладно бы только росли цены на «Лады» — тольяттинскому автогиганту экономический кризис нипочем – он намерен до конца февраля приобрести активы другого отечественного производителя машин – «Иж-Авто». Когда деньги вкладываются не в улучшение качества продукции, не в закупку новых технологических комплексов, роботизированных систем – ради снижения себестоимости автомобилей, а в экстенсивное развитие и приобретение новых заводов с устаревшим оборудованием и низкоквалифицированным персоналом, — о каком качественном рывке можно говорить?
 
Между тем, на границе РФ с сопредельными странами наблюдается практически остановка всех операций, связанных с ввозом подержанных иномарок из-за рубежа. Например, на калининградской таможне за 2-3 дня оформляются 1-2 машины, причем высокого ценового сегмента. Поток недорогих подержанных иномарок, выступавших альтернативой вазовской продукции, иссяк. Похожая ситуация складывается и на других таможнях. Благодаря этому продажа подержанных автомобилей в Архангельске стала развиваться быстрее.
 
Между тем, увеличение таможенных пошлин на ввоз автомобилей в Россию, похоже, может способствовать укреплению белорусского рынка. Отсутствие границы в классическом ее понимании между Россией и Республикой Беларусь – естественное преимущество для торговцев «партизанской страны». Конечно, таможню на границе между РФ и Беларусью никто не отменял, и повышенные пошлины за купленный в соседней стране автомобиль придется россиянину заплатить. Однако здесь есть нюансы.
 
Во-первых, машины в некоторых белорусских автосалонах стоят дешевле, чем в Европе. Дело в том, что ряд автомобилей производятся на заводах в соседних с Беларусью странах Восточной Европы (Польша, Словакия) и некоторые из них изначально рассчитаны только на страны СНГ (более дешевая комплектация, «маленькие» моторы и т.п.), — и белорусские дилеры покупают их со значительной скидкой. В этом случае пошлина на белорусско-российской границе может оказаться заметно меньше той скидки, которую получают белорусы от производителей. Следовательно, и цена ввезенного в РФ нового или подержанного автомобиля окажется ниже российской.
 
Во-вторых, для многих важна скорость покупки машины, а в Беларуси ее можно приобрести быстрее, чем в Германии. Ведь Минск намного ближе, не нужна въездная виза, да и понять белоруса легче, а значит – и сторговаться, отмечает Росбалт.
 
Причем ушлые покупатели не дожидались середины января и уже в конце 2008 г. стали зондировать почву на белорусском авторынке. По словам директора белорусского ООО «МАВИ Моторс» Виталия Кравцова, на стоянке компании, где выставлены для продажи автомобили, в декабре прошлого года россиян стало значительно больше. Тем не менее, в первые недели января покупательского ажиотажа в этом сегменте рынка не наблюдалось. В целом же, если сравнивать количество авто, покупаемых сейчас и три месяца назад, то октябрь значительно выигрывает. Снижение покупательской способности в Белоруссии в последний квартал 2008 г., несомненно, связано с общей финансовой ситуацией в мире.
 
«Сейчас картина такова, – продолжает Виталий Кравцов. – По сравнению с октябрем, в январе цены на авто в долларах упали на 20%. Подержанный автомобиль, который раньше продавался за $15 тыс., теперь стоит $11 тыс. Те покупатели, у кого бюджет поскромнее, могут за $6-7 тыс. приобрести авто, которое в октябре потянуло бы на $10 тыс. Наибольшим спросом пользуются автомобили в $4-5 тыс. В то же время стоит отметить, что если в октябре цены были установлены в евро, то сейчас они сохранились на прежнем уровне. Остается надеяться, что российские покупатели исправят ситуацию и будут покупать машины разных ценовых категорий», – подводит итог директор белорусского предприятия.
 
На сегодняшний день тарифы на растаможку в Беларуси — самые маленькие в странах СНГ. Последний раз они были установлены указом президента три года назад. За автомобиль не старше 3 лет с объемом мотора не более 1,5 тыс. см3 включительно заплатить за ввоз нужно €0,6 за кубический сантиметр. Если объем двигателя находится в пределах от 1,5 тыс. до 2,5 тыс. см3 включительно, то пошлина составит €0,7. Если же объем мотора больше 2,5 тыс. см3 – €0,75. За автомобиль в возрасте 3-10 лет при объеме мотора до 1,5 тыс. см3 нужно заплатить 0,35 евро за см3, соответственно 1,5-2,5 тыс. см3 – €0,4, свыше 2,5 тыс. см3 – €0,6.
С автомобилей, возраст которых находится в пределах 10-14 лет, таможня возьмет €0,75 за кубический сантиметр. Для автомобилей в возрасте свыше 14 лет – €2. Конечно, слухи о том, что тарифы на растаможку в Беларуси могут подняться, ходят упорно, несмотря на сообщение Государственного таможенного комитета о том, что пошлины на ввозимые автомобили в ближайшее время изменяться не будут.
 
В любом случае, тот, кто покупает машину за $20-25 тыс., всегда найдет на растаможку еще $1-2 тыс. По этой же причине (имеющейся покупательной способности и желании сэкономить в Беларуси) может вырасти спрос на дорогие автомобили со стороны российского потребителя. Можно также предположить, что открытость белорусской границы позволит россиянам покупать машины в Белоруссии с минимальными издержками. Возможно, перегонять авто помогут знакомые белорусы, или будут использоваться еще какие-либо ухищрения.
 
Белорусские продавцы особенно ожидают россиян с «наличкой». Ведь за последние три месяца в местном автобизнесе изменилась схема оплаты товара. Если раньше до 90% автомобилей приобреталось в кредит, то с сегодняшней процентной ставкой в банках (в среднем – 30% годовых) число таких сделок уменьшилось более чем вдвое.