Белорусские товары рвутся на рынок Евросоюза

0
213

У белорусских производителей появилась возможность расширить свое присутствие на европейском рынке. Некоторые из бастионов на пути товаров в ЕС могут пасть уже скоро.

В частности, это касается текстильной продукции. Как заявил 24 марта в Минске заместитель министра иностранных дел Беларуси Андрей Евдоченко, Беларусь рассчитывает, что с 2010 года Евросоюз полностью отменит квоты на белорусский текстиль. «Недавно проведены переговоры с тем, чтобы выйти с 1 января 2010 года на полную отмену квот», — приводит его слова «Интерфакс-Запад».

Евросоюз применяет к белорусскому текстилю квоты с 1993 года. До недавнего времени под ограничения входили 33 позиции белорусского текстиля, из которых 11 являются наиболее приоритетными направлениями экспорта: хлопчатобумажные ткани, брюки, блузки, мужские сорочки, белье, пальто, плащи и жакеты, куртки, платья и юбки, верхняя одежда трикотажная, льняные ткани.

С 2005 года, когда ЕС, выполняя договор ВТО, прекратил квотировать импорт текстильной продукции, Беларусь осталась едва ли не единственной страной в регионе, поставки из которой продолжают жестко регулироваться. Вопрос снятия квот увязывался с рядом факторов: насколько далеко Беларусь продвинется во вступлении в ВТО, на какие договоренности с ЕС она выйдет, насколько сильно наша легкая промышленность будет интегрирована в легкую промышленность Европы.

Текстиль является важной статьей белорусского экспорта. Его поставки в Европу, включая давальческие заказы, ежегодно составляют порядка 100 млн. долларов. Из общего объема выпускаемой в Беларуси текстильной продукции порядка 40% идет на рынок стран ЕС.

Каждый год белорусская сторона настаивает на полной отмене квот, объясняя это тем, что это не нанесет какого-либо ущерба европейской текстильной промышленности. Доля белорусского текстиля в общем объеме импорта этой продукции в ЕС крайне мала и составляет менее 1%.

Прогресс по этому вопросу есть. С 2009 года Еврокомиссия уже отменила квоты по 13 из 33 позиций импорта белорусского текстиля. Однако поставки по этим категориям вряд будут значительными, считают в МИДе. Поэтому, комментируя это решение, Евдоченко ранее говорил, что в нем «больше символики и политического смысла, чем экономики», хотя сам по себе шаг для развития взаимного торгового сотрудничества очень важен.

По мнению руководителя научно-исследовательского центра Мизеса Ярослава Романчука, даже при полной отмене ограничений на текстиль белорусским производителям будет сложно сначала пробиться на европейский рынок, а потом там удержаться.

«В этой проблеме больше шума, чем экономического толка, — отметил эксперт «Белорусским новостям». — Ведь сегодня в общей сложности белорусские предприятия свои квоты полностью не выбирают. Исключение, может быть, составляют товары, произведенные на давальческом сырье. Это говорит о том, что существующий порядок не был главным препятствием в торговле с Европой. Нужно просто производить конкурентоспособную продукцию, как по цене, так и по качеству, а для этого необходимо модернизировать предприятия, интегрироваться в европейские производственные цепочки».

Маловероятно и то, что это поможет сократить предприятиям легпрома залежи текстиля. Например, запасы хлопчатобумажных тканей на 1 января 2009 года выросли в 3,1 раза к аналогичному периоду прошлого года.

Накормим и напоим Европу

На рынок Евросоюза рвутся и белорусские пищевики. 24 марта белорусская делегация во главе с главой Госстандарта Валерием Корешковым обсуждала в Брюсселе с Еврокомиссией вопросы «соответствия белорусской продукции действующим в Евросоюзе требованиям и расширению ее присутствия на европейском рынке», передает БЕЛТА. Стороны также планируют обсудить вопросы доступа на рынок ЕС пищевых продуктов и бутилированной воды. Переговоры проходят «в рамках идущего диалога» Беларуси и Евросоюза.

В январе Беларусь посетили инспекторы Еврокомиссии, которые проверяли 3 предприятия на право поставки продукции в страны ЕС: «Савушкин продукт», «Березовский маслосырзавод» и «Санта Бремор». Приезда европейских специалистов в Беларуси ждали около пяти лет. Правда, в заявке белорусской стороны на проверку было 5 предприятий, среди которых и мясокомбинаты. Результаты пока неизвестны. В случае положительного решения это будут первые белорусские предприятия, которые получат официальное разрешение поставлять продукцию на европейский рынок.

Пока же доступ на европейский рынок для белорусской продукции фактически закрыт. Она поставляется туда через свободные экономические зоны России либо как «техническая продукция» (например, казеин и сухое молоко), говорила в прошлом году первый замминистра сельского хозяйства и продовольствия Надежда Котковец.

Но даже если белорусские предприятия и получат возможность продавать свою продукцию в Европе, еще не значит, что они смогут потеснить там местных производителей, считает Ярослав Романчук: «Наличие сертификата еще не гарантия того, что продукция сможет попасть на прилавки европейских магазинов. Литовцы и поляки тоже имеют сертификаты, но попробуй найди их продукты питания в Германии, Франции или Италии. Нужны огромные деньги для продвижения своей продукции, гибкой маркетинговой и ценовой политики, совершенствования условий поставок».

Между тем МИД подсчитал, что ежегодный ущерб Беларуси от действия ограничительных мер, применяемых другими странами в отношении импорта белорусской продукции, составляет около 70 млн. долларов. По отношению к Беларуси применяют ограничительные меры шесть стран — Украина, Турция, Индия, США, Казахстан, Молдова, а также Евросоюз. В наибольшей степени эти ограничительные меры затрагивают белорусскую химическую промышленность, пищевую продукцию, изделия из металла и текстильные изделия.

naviny.by