Практический опыт в банковских IT-разработках

0
239
Сегодня белорусские банки сталкиваются с целым шлейфом вопросов и нелегких экономических решений. Можно ли отодвинуть в кризис вопросы информационной безопасности и внедрения новых технологических продуктов, какие плоды будут пожинать банки, если это произойдет, мы беседуем сегодня с экспертами Группы ДПА.

— Скажите, какие направления в банковском IT вы видите в качестве наиболее перспективных на настоящий момент? Ведь кризис заставляет многие организации, в том числе и банки, пересматривать свои планы?

С.Шарков, ДПА БЕЛ:

— Работая на белорусском рынке уже два года, в последний год мы концентрируем наши усилия на поставке программных продуктов по контролю периметра банковских организаций. Речь идет о контроле и профилактике утечки информационных данных. Думаю ли я, что во время кризиса в этом остается насущная необходимость? Конечно, да!

Для банков контроль информационных потоков актуален абсолютно всегда. И независимо от кризиса, или даже благодаря кризису, интенсивность усилий в данном направлении нужно только увеличивать.

 
А. Акимов, Falcongaze:

— Я добавлю, что внедрение программных продуктов обеспечивающих контроль над утечкой конфиденциальной информации (DLP систем) — это не просто решение проблем информационной безопасности банка, это — инвестиции в его экономическую безопасность.

И с этой точки зрения кризис как раз — не помеха, а скорее наоборот. Во времена кризиса наблюдается наибольшая ротация кадров, возрастает уровень нелояльности персонала. И ни для кого не секрет, что при увольнении сотрудники зачастую прихватывают с собой различные данные, начиная от конфиденциальных документов и заканчивая базами клиентов, возрастает и число инцидентов связанных с продажей инсайдерами ценной информации конкурентам.

В дополнение к этому возрастают операционные (приводящие к серьезному нарушению бизнес процессов) и репутационные (распространение сведений порочащих деловую репутацию банка или отдельных его представителей) риски, также способные нанести немалый ущерб.

Поэтому наличие у банка инструментов для управления различного рода рисками — аксиома. При этом нужно понимать, что если просчитать прямой ущерб от последствий нарушения бизнес процессов вполне возможно, то оценить ущерб от последствий утечки конфиденциальной информации достаточно затруднительно. Но совершенно очевидно, что цена такого ущерба практически всегда превышает стоимость затрат на обеспечение качественной защиты периметра банка, а зачастую может быть и фатальной для бизнеса.

— Значит ли это, что подобные системы могут однозначно застраховать банк от утечки информации?

А. Акимов, Falcongaze:

— К сожалению, не всегда. Даже очень качественная защита не может предусмотреть все варианты. Однако совершенно однозначно то, что DLP решения позволяют минимизировать риски связанные с утечкой информации. И банковский сектор это понимает очень хорошо, поскольку финансовые организации наиболее чувствительны к потере конфиденциальной информации, в том числе персональных данных.

Мы относительно недавно начали заявлять о себе на рынке РБ — меньше года назад, что для DLP систем, процесс принятия решения о закупке которых имеет цикл от 3 месяцев до года, не является серьезным сроком. Тем не менее, предлагаемое нами решение уже имеет достаточную известность. А если говорить конкретно о банковском секторе, то летом мы выиграли тендер на поставку SecureTower Falcongaze в один из банков РБ и в настоящий момент пилотные проекты внедрены в инфраструктуру еще трех крупных белорусских банков, не афиширующих факт внедрения по соображениям безопасности.

— Не секрет, что в нашей стране, по сравнению с соседями, достаточно глубоко проникли карточные технологии. А как вы можете оценить уровень развития других технологий, например, интернет-банкинга?

С.Шарков, ДПА БЕЛ:

— Я бы определил ситуацию на белорусском рынке интернет-банкинга как довольно грустную на уровне потребителя. К сожалению, удобство большинства решений оставляет ожидать лучшего. И это — проблема белорусских банков. Интернет-банк, особенно в кризис позволяет сократить расходы. Это надо понимать и предпринимать все усилия к улучшению данного продукта, ведь им будут пользоваться все больше людей.

Люди будут экономить время и расходы — такая тенденция была в Европе, и она перетекает в Беларусь.

А.Аугасмаги (Aho Augasmägi), Codeborne:

— Могу подтвердить, что в странах Европы и Прибалтики вследствие высокого проникновения интернета постоянно растет и популярность он-лайн сервисов. Например, около 98% транзакций в Эстонии проходит через интернет-банкинг, 92% людей через интернет подает налоговую декларацию. Даже на выборах 24% эстонцев голосовали по интернету. Очень многие предпочитают on-line оформлять страховку.

И для банка развитие интернет-сервисов — незаменимый способ снизить издержки и повысить производительность труда. Так, один из эстонских банков при помощи внедрения интернет-банкинга производит столько транзакций, на что потребовалось бы 44 тысячи сотрудников. А на самом деле в его штате трудится чуть больше 1 тысячи человек.

— Можете ли вы подтвердить или опровергнуть точку зрения, что белорусские банки недорабатывают в части предоставления сопутствующих финансовых услуг?

М.Галушка, (Nexum Insurance Technologies)

— В традиционной модели дело обстоит обычно так. В банке сидит человек- агент, который все делает вручную. Связи между продуктами банка и сервисом страховой компании обычно нет.

Мы, наоборот, понимаем банкострахование как единый продукт для клиента, с одной стороны, и сращивание страховых и банковских продуктов — для их поставщиков. Только таким образом можно достичь интеграции банка и страховщика не на уровне деклараций, а реально на уровне транзакций, комиссий, денежных потоков, клиентского сервиса. Только так клиент получит дополнительное удобство, за которое будет готов платить.

В результате выиграют все — и страховщики, которые воспользуются большой сетью банковских отделений, и банки, которые смогут выгоднее продать сервис и клиент, который получит дополнительное удобство.

— Можете ли вы сравнить уровень нашей страны? На каком этапе мы находимся сейчас?

М.Галушка, (Nexum Insurance Technologies)

— Судите сами. С 2003 года в Латвии — в силе закон о надежной электронной подписи. При этом с 2004 года все полисы ОСАГО выдаются только в режиме реального времени, централизованно. Таким же образом происходит и регистрация ущербов по ОСАГО. Централизованность разительно снизила уровень мошенничества — невозможно застраховать автомобиль обратным числом или заявить несколько раз в разные компании об одном и том же убытке.

В Латвии первый полностью электронный полис можно было приобрести в начале 2006 года. Электронный — значит выданный полностью автоматически со стороны страховщика — и принятие заявления, и расчет премии, и оплата, и доставка полиса. Полный отказ от бумажных полисов ОСАГО произошел в июне 2008 года.

Мы понимаем, что белорусский рынок не перейдет в он-лайн резко и в одночасье. Для развития нужно выбирать постепенные, а не мега-шаги. Но двигаться в эту сторону нужно.

— Какую пользу вы извлекли из состоявшегося форума «БанкИТ ‘ 2011»?

А.Аугасмаги (Aho Augasmägi), Codeborne:

-Подобный обмен опытом ценен с той точки зрения, что позволяет рассказать о конкретных разработках, привести опыт внедрения продуктов. Умные люди есть везде — и в Беларуси, и в Европе. Но существенное отличие состоит в том, что кто-то уже «попробовал», а кто-то знает только теорию вопроса. Практический опыт — вот что самое ценное.

Infobank.by