Система оплаты труда руководителей организаций Беларуси упрощена и усилено стимулирование

0
179

Система оплаты труда руководителей организаций Беларуси максимально упрощена, а материальные стимулы усилены. Такое решение содержится в постановлении правительства от 6 марта 2009 года №288, сообщили в Аппарате Совета Министров. Документ вступает в силу с 1 апреля текущего года (с первого числа месяца, следующего за месяцем его официального опубликования).

Комментируя по просьбе корреспондента БЕЛТА постановление правительства №288, начальник отдела развития систем оплаты труда Министерства труда и социальной защиты Юрий Федоров отметил, что оно разработано в соответствии с Планом первоочередных мероприятий по либерализации условий осуществления экономической деятельности в 2009 году, которым предусматривается в том числе и сокращение ограничений, влияющих на размеры премий, надбавок руководителям организаций.

Постановлением правительства увеличен коэффициент соотношения средней заработной платы руководителей и средней заработной платы по организациям в целом с 4,0 до 5,0 — причем, это касается организаций всех форм собственности. Таким образом, предоставлены равные права и возможности в усилении стимулирования труда руководителей организаций государственной и негосударственной форм собственности.

Для руководителей госорганизаций, имеющих высокую эффективность работы и приоритетное значение в развитии отрасли, предусмотрено, как и ранее, устанавливать коэффициент соотношения в размере свыше 5,0 по представлению органа государственного управления, иной организации, подчиненной правительству, облисполкомов и Мингорисполкома постановлением Совета Министров по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Кроме того, не будет устанавливаться коэффициент соотношения руководителям организаций, условия оплаты труда которых определены в соответствии с нормами указа №49, что позволит нанимателю усилить стимулирование руководителей организаций за обеспечение получения валютной выручки, снижение запасов готовой продукции и увеличение реализации продукции, товаров (работ, услуг).

"Таким образом, упрощена система оплаты труда руководителей, отменен достаточно трудоемкий механизм образования должностного оклада, — сказал Юрий Федоров. — Одновременно с этим увеличены размеры надбавок и премий за результаты финансово-хозяйственной деятельности, а выплаты из прибыли по системам премирования не ограничиваются. Вместо ранее действовавших 15 элементов, используемых при формировании заработной платы руководителя, а также последовательности их использования при начислении фактической суммы заработной платы, оставлено практически в два раза меньше элементов, повышена также роль стимулирующих выплат за выполнение показателей социально-экономического развития".

Нанимателю предоставлено право самостоятельно определять конкретные основания, размеры повышения тарифного оклада руководителя, условия и периодичность их установления. При этом конкретный порядок повышения тарифного оклада будет предусматриваться в контракте.

Упраздняются основания установления надбавок руководителю. Так, вместо надбавки за сложность и напряженность (50%) и надбавки за продолжительность непрерывной работы, стаж работы (20%) устанавливается руководителю единая надбавка в размере до 100% должностного оклада включительно с учетом сложности и напряженности работы, организационной структуры управления, стажа работы и других оснований, отражающих специфику работы руководителя.

Кроме того, обеспечен единый подход в исчислении надбавок и доплат. Надбавки за увеличение объемов управленческого труда и за высокие достижения в труде, а также доплаты за ученые степени будут рассчитываться от должностного оклада руководителя.

В целях расширения прав нанимателей в определении действенных систем стимулирования руководителей предусмотрено изменение показателей премирования. Выделяется императивный показатель: рост валютных поступлений (поступление валютной выручки) — до 30% должностного оклада, и остальные — индикативные, которые устанавливаются по решению нанимателя с учетом специфики производства и необходимости решения текущих задач организации, — в размере до 70% должностного оклада. В их числе — увеличение объема реализации продукции, товаров (работ, услуг), выполнение планового задания по реализации продукции на экспорт, целевых показателей по энергосбережению, увеличению использования местных видов топлива, нетрадиционных и вторичных энергоресурсов и снижение энергоемкости продукции.

Сняты все ограничения по системам премирования из прибыли, оставшейся после налогообложения. В данном случае нанимателю предоставлено право самостоятельно устанавливать конкретные показатели, условия и размеры премий из прибыли, что позволит установить прямую зависимость размера премии от размера получаемой организацией прибыли.

По словам собеседника, это позволит повысить оплату труда руководителей значимых для экономики страны предприятий и, следовательно, укрепит имидж и престижность управленческого труда.

БЕЛТА