Сотовые операторы белорусского рынка: Турецкий гамбит

0
286

Повышая тарифы, мобильные операторы рассчитывают, что аналогичные действия конкурентов помогут им сохранить абонентскую базу. Но эти расчеты могут не оправдаться.

После того как белорусские денежные власти "подарили" населению страны на Новый год 20-процентную девальвацию национальной валюты, последовавший за этим рост цен уже никого не удивляет. Тем не менее повышение тарифов сразу тремя операторами сотовой связи оказалось одной из наиболее обсуждаемых тем в самых разных слоях населения. Хотя звонок с мобильного телефона и не кусок хлеба и его не включают в потребительскую корзину, он давно стал необходимым элементом повседневного потребления. Неудивительно, что повышение стоимости этого элемента было преподнесено как необходимая мера, направленная на поддержание качества связи, а единственной причиной называлась девальвация белорусского рубля.

Так, МТС обосновала свой шаг тем, что значительная часть ее расходов прямо или косвенно зависит от курса белорусского рубля к иностранным валютам, и непринятие такой меры может отрицательно повлиять на дальнейшее развитие компании и поддержание высокого уровня качества сети. При этом МТС не затронула тарифные планы, предназначенные для наименее социально защищенных слоев населения (инвалидов, пенсионеров, жителей села).

"Велком" поднял цены для всех, включая тарифный план "Социальный", рассчитанный главным образом на инвалидов. Зато, как вытекает из официального комментария компании, "Велком" принял "на себя часть расходов, связанных с одномоментной девальвацией курса национальной валюты", увеличив тарифы лишь на 18%, а не на 20%, как того требовало падение курса рубля.

При этом оба GSM-оператора сообщили о неприятной для абонентов мере за месяц до повышения цен. А вот оператор "быстрого" стандарта CDMA2000 дал своим пользователям на раздумье всего две недели, кратко изложив новые условия на своем сайте. Заодно с повышением тарифов DIALLOG ввел абонентскую плату на тарифных планах, где ее никогда не было, в частности на ТП "Юнион". А ведь это был один из флагманских тарифов в момент появления экзотического для нас американского стандарта CDMA2000, когда абонентам предлагалась всего одна дорогая и малофункциональная трубка. ТП "Юнион" хоть как-то компенсировал отсутствие выбора оборудования и позиционировался как "идеальный тарифный план и идеальный подарок. Даже если вы не разговаривали несколько лет, ваш телефон все равно будет активен". Случай, надо сказать, беспрецедентный, поскольку никто из других операторов не стал вводить абонентскую плату на архивных тарифах.

Впрочем, решение DIALLOG выглядит логично в свете политики компании, направленной на отход от голосовых услуг и концентрации усилий на скоростной мобильной передаче данных. Огорчив старых "голосовых" абонентов, оператор обрадовал новых пользователей беспроводного мобильного интернета, начав предоставлять в бесплатное пользование соответствующее оборудование. И если раньше необходимость покупки недешевого экзотического модема была препятствием для подключения новых абонентов к мобильной сети третьего поколения, то сейчас DIALLOG своим шагом еще больше усилил позиции на этом рынке. А заодно вновь подчеркнул, что голосовые услуги в стандарте CDMA2000 перспектив не имеют и все усилия будут сконцентрированы в направлении беспроводной передачи данных.

И все же какой бы быстрой ни была передача данных в стандарте CDMA2000, подавляющее число пользователей мобильного интернета получают его от своих GSM-провайдеров. В этом случае скорость, конечно, значительно меньше, зато Сеть доступна практически с любого GSM-телефона, а также КПК и ноутбука, имеющих соответствующую функцию.

До сих пор конкуренция здесь шла между МТС и "Велком", давно предлагавшими различные тарифные варианты мобильного интернета, которые, имея свои особенности, по ценам существенно не отличались и оставались все еще относительно дорогим удовольствием, если сравнивать с проводным доступом. Ситуация коренным образом изменилась после появления специального мобильного ТП от нового игрока рынка — life:).

Вообще-то мобильный интернет был у ЗАО "БеСТ" еще до его приобретения турецкой компанией Turkcell и предлагался в виде безлимитного доступа по цене всего 38.550 BYR в месяц. Несмотря на столь хорошее предложение, большой популярности этот ТП не получил. Главным образом потому, что позиционировался как временный — до появления у оператора биллинга с тарификацией по трафику. А вот на "разговорных" тарифных планах БеСТа интернета не было вообще.

Но с появлением бренда life:) белорусский оператор, как и его украинский собрат, сразу же предложил мобильный интернет по цене в 2-4 раза ниже той, которая взимается двумя другими GSM-операторами на схожих тарифных планах, причем без абонентской платы. А вскоре за этим появился и специализированный ТП с предоплаченными 500 Мб доступа в интернет всего за 30 тыс. BYR. Фактически это цена проводного ADSL-трафика у особо "жадных" интернет-провайдеров. Для сравнения: на момент появления "Интернет 500" от life:) сопоставимые по объему пакеты у конкурентов стоили 75 тыс. BYR у МТС и 60 тыс. BYR у "Велком".

На момент написания данной статьи на турецкий вызов частично отреагировала только МТС в виде нового ТП "Расчетливый 20" с 600 Мб трафика за 40 тыс. BYR. Частично — потому, что расходовать этот объем нужно по 20 Мб в сутки, тогда как абонент life:) волен выбирать сам, когда и как тратить оплаченный им интернет-трафик. При этом в качестве бонуса он получает бесплатные разговоры внутри сети на протяжении месяца.

И это не единственный вызов новичка рынка GSM-связи его старожилам. Так, только life:) не повысил тарифы на свои услуги. Кстати, и его украинский собрат воздержался от этого непопулярного шага. Более того, повышать тарифы по причине девальвации национальной валюты не стал никто из украинских операторов, хотя с начала кризиса гривна девальвировалась примерно на 42%. Руководитель "МТС Украина" Андрей Дубовсков объяснил это следующим образом: "Конечно, давление увеличилось, наше оборудование поставляется из-за рубежа, мы вынуждены покупать твердую валюту по совершенно другому курсу. Наши расходы исчисляются в долларах — не только капитальные, но и операционные. Такие как международный роуминг, например. Но выручку мы получаем в гривнах".

В этом контексте стоит напомнить, что украинский life:) сумел за 3,5 года завоевать 19% рынка. Теперь это третий по величине оператор соседней страны. Планы его белорусского собрата еще грандиознее: он собирается "захватить" треть всех мобильных пользователей Республики Беларусь. Как заявил пару месяцев назад руководитель белорусского life:) Озджан Эрмиш, "в Беларуси мы добьемся в 5 раз большего, чем в Украине".

До конца этого года молодой оператор собирается подключить как минимум миллион абонентов. А поскольку уровень проникновения мобильной связи в Республике Беларусь сейчас составляет почти 80% и потенциал притока новых абонентов невелик, нетрудно сделать вывод, что life:) намерен расширяться за счет клиентов других операторов. Тем более что, по утверждению компании, ее зона покрытия охватывает на данный момент 98,8% населения страны. Для сравнения: этот показатель у МТС равен 98,6%, у "Велком" (как написано на сайте компании) — более 96%, у DIALLOG — 80,3%.

Маркетинговая политика life:) в нашей стране ничем не отличается от украинского образца: значительно более низкие, чем у конкурентов, цены на услуги, оригинальная рекламная кампания, простота и прозрачность предлагаемых тарифных планов. По словам начальника управления маркетинга life:) в Беларуси Андрея Таляра, его компания не собирается "загромождать" рынок множеством тарифов. Для физических лиц планируется предложить еще два голосовых тарифа, но не более того. Акцент life:) собирается делать на дополнительных услугах: здесь цель оператора — максимально быстро догнать нынешних лидеров рынка. По словам г-на Таляра, внутри Turkcell существует специализированный отдел, занимающийся исключительно дополнительными услугами.

И если новый игрок рынка осознает себя в роли догоняющего и при этом уверен в успехе, то ветераны, похоже, пока не ощутили горячего дыхания за спиной. По крайней мере, если судить по их тарифной политике. Как объяснил руководитель нынешнего лидера среди белорусских мобильных операторов МТС Владимир Карпович, руководимая им компания чувствует себя уверенно и нынешних позиций сдавать не собирается. Среди преимуществ перед новичком называются самая большая абонентская база (4.320.000 абонентов), высокое качество связи, наличие уникальных предложений по дополнительным услугам, а также мощные позиции в сегменте корпоративных пользователей. Кроме того, руководитель МТС выразил уверенность в лояльности уже имеющихся пользователей. Следует думать, что такая же позиция и у компании "Велком".

Нынешняя ситуация на рынке мобильной связи в Беларуси очень напоминает шахматную партию между маститыми членами шахматного клуба и новичком, осмелившимся дать им сеанс одновременной игры. И хотя новый член клуба известен своими победами в других турнирах, ветераны чувствуют себя уверенно. А между тем игра явно принимает характер гамбита, где претендующая на победу сторона ради захвата центра жертвует одной из фигур. Результат партии мы скоро увидим, а пока ясно, что в выигрыше в любом случае останутся зрители (они же — пользователи), за чьи симпатии будут бороться все соперничающие стороны.

"Белорусы и рынок"