Вера в Сталина помогает россиянам жить?

0
192
Похоже, что неосталинизм — чисто русская национальная забава: что-то не слышно сегодня, чтобы где бы то ни было на просторах бывшего Советского Союза возвеличение Сталина достигло тех степеней, что в России.
 
Сдержанное отношение, а во многих случаях и прямую ненависть к Вождю народов (распространенное прозвище — Людоед) понять нетрудно. В СССР "единство" народов было сродни единству зэков, огороженных одним и тем же высоким забором с колючей проволокой поверху: когда забор подгнил, зэки повалили его и разбежались прямо на глазах у растерявшихся надзирателей. Сталин же был одним из организаторов и в течение почти трех десятилетий крутым начальником этого многонационального концентрационного лагеря. Надо ли удивляться, что из "дружной семьи" советских народов ни один не проявляет желания возвращаться — ни в "семью", ни в прежние времена.
 
Но что же русские? Ведь на икону Сталина готовы молиться не только бывшие и нынешние коммунисты-аппаратчики, не только их прямые наследники. Треть населения России готова видеть нового Сталина во главе страны! Да еще треть, пожалуй, не станет активно сопротивляться, буде предложено было бы возвести такого лидера на царство. Чем объяснить?
 
Мы, конечно, и слышали, и читали: порядок, сильная рука, сильная держава, мобилизационный ресурс модернизации. А что же казахам, или украинцам, или литовцам — порядок и сильная рука не нужны? Или вот немцам, которые не хуже нас знают, что такое "порядок и сильная рука", и у которых модернизация, слава Богу, больше не требует мобилизационного ресурса? Немцы хорошо помнят свою историю! А что же мы, русские, все забыли? Похоже, так — забыли.
 
Лукавые мифы заслоняют, а то и вовсе замещают память о реальных событиях. Солженицын и Шаламов прочитаны — и редко вспоминаются. Десятки исторических монографий, содержащих красноречивые документы эпохи, и вовсе пылятся на библиотечных полках, пройдя через руки разве что узкого круга специалистов… На первый план выходят наглые мифотворцы: то, что поклонники мертвого Вождя называют "сталинизацией русского общественного мнения", они начинают с мифологизации истории ХХ века.
 
"Я с печалью вспоминаю великого человека (конечно, Сталина. — Л.Т.)… Это были лучшие годы в истории СССР. По улицам ходили свободно. Цены снижались ежегодно. Все обитатели нашего дома — рабочие, шофер, пожарный, врачи, мой отец — профессор покупали в магазинах любые продукты — икру, ветчину, семгу. Качество такое, что нынешнее изобилие, несмотря на яркие обертки, кажется пародией…"
 
Это из высказываний одного из самых заметных в последнее время проповедников сталинизма — игумена Евстафия (Жакова), клирика одной из церквей под Петербургом, пару лет назад обратившего на себя внимание скандалом по поводу выставленной им в храме иконы с изображением Вождя. Теперь батюшка-сталинист — авторитет и желанный гость на страницах ряда газет и интернет-порталов. Даже Первый канал телевидения посчитал необходимым познакомить страну с колоритным персонажем.
 
И вот говорит батюшка, говорит, говорит. И его слушают, и согласно кивают, и поддакивают… Ложь неосталинистов настолько безапелляционно наглая, что, право, теряешься, не знаешь как реагировать. Где он жизнь прожил, этот монах? Где это в сталинские времена рабочий, шофер, пожарный вкушали икру и семгу? Может, он юродивый? Нет, лукавый клирик, конечно же, знает (все его ровесники знают), что при Сталине дважды вводилась карточная система: в годы коллективизации и сопровождавшего ее голодомора — с 1929 по 1935 годы и во время войны — с 1941 по 1947 годы. По карточкам индустриальным рабочим выдавалось по 800 граммов хлеба на день, служащим и членам их семей — по 300 грамм. Инвалиды и пенсионеры получали по 200 граммов — один кусок хлеба в день. Нормированы были и другие основные продовольственные продукты. Икру и семгу папа-профессор, может, и покупал к праздникам в "коммерческих" магазинах, но уж наверняка рабочий и врач, шофер и пожарный даже изредка не могли позволить себе такие деликатесы: если бы вдруг в семье и возникла лишняя копейка, не за икрой и семгой побежали бы, но детям купили бы лишний кусок хлеба или, скажем, необходимую обувку, — если бы, конечно, знали, где ее "достать".
 
Сталинские годы были самыми голодными в России ХХ века. Об этом — о мнимом "снижении цен" в условиях всеобщего системного дефицита, о "колхозном" разорении деревни, в результате которого само понятие русское крестьянство, еще недавно бывшее синонимом понятия русский народ, навсегда исчезло из современного языка, — обо всем этом написаны сотни томов правдивых книг. Но правда истории лежит на библиотечных полках, а ложь лезет в уши и в глаза с экранов телевизоров, с компьютерных мониторов, с газетных полос. И охотно принимается — особенно на фоне нынешних экономических проблем.
 
"Сталин принял Россию с сохой, а оставил с ядерной бомбой" — таков Национальный миф №1. Да, Сталин действительно оставил страну с ядерной бомбой… и с "модернизированной сохой". В 1950 году расходы СССР на оборону были существенно больше, чем в США, в то время как ВНП, по самым "мягким" оценкам, составлял менее трети, а промышленное производство — менее четверти американского. В советской экономике все, что не работало "на оборонку", — общее станкостроение и машиностроение, автопром, сельскохозяйственное машиностроение, текстильная, пищевая, деревообрабатывающая промышленность, промышленность строительных материалов, строительство и т.д. и т.п. — все эти и прочие мирные отрасли еще во времена Сталина безнадежно отстали от развитых стран. И в послесталинские годы продолжали отставать все больше и больше.
 
А что же в сфере социальных гарантий? Уровень и качество медицинского обслуживания населения были, есть и надолго еще останутся позором России — это настолько очевидно, что тут даже и наши мифологизаторы помалкивают. Не вспоминают они и о жилищной проблеме. Но мы-то можем ли забыть, что все сталинские годы и после Советский Союз был страной миллионов бездомных. Жилищное строительство катастрофически отставало от потребности в жилье (и по сей день так). Работникам заводов и фабрик, даже семейным с детьми, квартиру приходилось ждать и по двадцать, и по двадцать пять лет, внуки успевали родиться.
 
Одиноким вообще надеяться было не на что: десятилетиями, до самой старости, сотни тысяч одиноких мужчин и женщин обитали в общежитиях, мало чем отличавшихся от лагерных бараков. Мне в моих журналистских поездках неоднократно приходилось бывать в помещениях (не знаю, как их назвать — комнаты? палаты?), где стояли и двадцать, и тридцать коек: здесь вперемежку жили и молодые, и старые (и на четыре-пять таких помещений — один туалет в конце коридора). Особенно страшные впечатления, прямо-таки инфернальные, почему-то остались от многолюдных общежитий, где годами вместе жили и молодые девушки, и старухи; из этих ночлежек люди не могли выбраться никогда, вплоть до пенсионного возраста: здесь болели, здесь и умирали. В середине ХХ века — ни до, ни после войны — ни в одной из стран Европы люди не жили в таких скотских условиях, как в сталинском СССР.
 
Надо понимать, что от сталинских времен (по крайней мере со времени свертывания нэпа) и вплоть до начала горбачевских реформ основной принцип большевистской (сталинской!) экономической политики не менялся. И принцип этот — принцип насилия, принцип запретов — в долгосрочной и даже среднесрочной перспективе неизбежно приводит к экономическому краху. Вот вам и все "экономические проблемы социализма" в самом кратком изложении. Что и стало вполне очевидно к началу 80-х, когда прирост ВНП стал скатываться к нулю, а страна — к "перестройке". А началось все именно со сталинской модернизации.
 
Уличать заведомых лжецов, раскрывать грубые приемы и лукавые методы мифотворчества, да и просто прикасаться к их нечистоплотным текстам — занятие вовсе не увлекательное. Да и не больно-то продуктивное. Будьте вполне уверены, что даже прочитав любое разоблачение, наш монах, а с ним и хор других "сталинизаторов" как ни в чем не бывало, что называется, "на голубом глазу" слово в слово повторят назавтра свою хвалу и "великому человеку", и "лучшим временам в истории". И им поверят скорее, чем сотням страниц исторических документов. Потому что люди любят мифы.
 
Вера в мифы позволяет даже в нынешних тяжелых экономических условиях надеяться: вот наступит полная "сталинизация русского общественного мнения", придет Новый Сталин, примет Россию с ядерной бомбой, а уходя (конечно, расправившись со всеми недоброжелателями), оставит каждому россиянину (или только русским?) по квартире, по автомобилю… Впрочем, дальше придумайте сами, кому что нужно. И ждите. Чего дождемся?