Новые меры по либерализации экономики Беларуси будут разрабатываться в течение года

0
177

Начало нынешнего года для Беларуси, как и для других стран СНГ, оказалось не из легких. Влияние мирового финансово-экономического кризиса на белорусскую экономику усилилось. И это ощущают на себе не только экспортоориентированные предприятия, но и граждане, которые могут позволить себе все меньше покупок. Когда мировой кризис достигнет своего "дна" — неизвестно, но в Беларуси
прилагают все усилия, чтобы его последствия были минимальны. О результатах проводимой в стране либерализации экономики и о дальнейших антикризисных планах рассказал заместитель министра экономики Беларуси Андрей Тур.

— Андрей Николаевич, как вы оцениваете эффективность работы белорусской экономики в I квартале с учетом влияния мирового кризиса?

— Приходится констатировать, что ситуация сложилась очень напряженная и непростая. ВВП по итогам I квартала увеличился лишь на 1,1% к уровню того же периода прошлого года, объемы производства снизились на 4,5%, инфляция составила 6,1%. В первую очередь под ударом оказалось машиностроение, которое всегда было ориентировано на внешний спрос. Пострадали также легкая и деревообрабатывающая промышленность.

Предполагалось, что объемы производства продукции промышленности составят пускай не 100% к уровню января-марта 2008 года, но несколько больше, чем мы имеем. Соответственно немного выше, на уровне 102%, ожидался и темп роста ВВП. Кроме того, достаточно напряженная сложилась ситуация с внешним товарооборотом, производительностью труда, рентабельностью предприятий. Тревожит и то, что значительно снизились объемы розничного товарооборота на внутреннем рынке, люди стали меньше покупать. В I квартале ни одна область, включая Минск, не выполнила прогнозных показателей по темпам роста розничного товарооборота.

— Какая проблема для белорусской экономики сейчас самая главная?

— Один из самых сложных вопросов — сокращение объемов экспорта, сужение внешних рынков сбыта, в первую очередь в России и Евросоюзе. По итогам двух месяцев белорусский экспорт снизился до 52,2% к январю-февралю 2008 года (при годовом прогнозе роста на 17-18,5%), импорт — до 67,9% (годовой прогноз — рост на 15,5-17%). За два месяца экспорт в Российскую Федерацию упал почти на 50% к уровню января-февраля 2008-го, в Украину — почти на 75%.

При этом большинство наших традиционных партнеров, как и раньше, готовы покупать белорусскую продукцию, но в связи с мировым кризисом у них возникли сложности с ее оплатой. Отсутствие гарантий оплаты по поставкам, по сути, означает невозможность экспортировать товары. Как следствие, это ведет к росту запасов готовой продукции на складах, нехватке оборотных средств у предприятий.

Еще больше обострился вопрос роста отрицательного сальдо внешней торговли товарами и услугами. В январе-феврале 2009 года оно сложилось отрицательное в размере $815 млн. при прогнозе на текущий год $1470-1500 млн. Но все же сегодня, я думаю, более важным является не столько необходимость сокращать импорт и размеры сальдо как резюмирующей составляющей внешней торговли, сколько сохранять возможности экспортировать свою продукцию. Поэтому, удерживая по возможности традиционные рынки сбыта, прежде всего Россию, нам нужно как можно активнее осваивать новые рынки, менее затронутые кризисом. Это Китай, Индия, Венесуэла, страны Латинской Америки, экономики которых еще не вошли в состояние рецессии.

— Как будет развиваться ситуация в Беларуси в первом полугодии, по году в целом? Она может ухудшиться?

— Я не буду предполагать, как будет развиваться ситуация в первом полугодии, поскольку все прогнозы в условиях кризиса — совершенно неблагодарное занятие. Однозначно, что 2009 год будет очень тяжелым как для мировой экономики, так и для белорусской.

Сегодня в условиях большой неопределенности в Беларуси, как и в других странах, возникают многие непредвиденные негативные моменты, которые нужно анализировать и устранять. Поэтому готовятся дополнительные меры по либерализации экономики, которые должны быть реализованы к концу первого полугодия. В дальнейшем в Беларуси, вероятно, будут разработаны новые дополнительные антикризисные меры.

— Что предусматривает план дополнительных мер по либерализации экономики?

— Сказать конкретно, какие дополнительные мероприятия по либерализации будут приняты, пока сложно. Ситуация прояснится во второй половине апреля, когда будут полностью проанализированы итоги работы экономики в I квартале. Предусматривается, в частности, дальнейшее стимулирование бизнеса, оптимизация контрольной деятельности, усовершенствование сферы лицензирования и другие меры. Также разрабатываются дополнительные меры поддержки валообразующих предприятий-экспортеров.

— По мнению представителей бизнес-союзов в Беларуси, сегодня надо уделять больше внимания поддержке не валообразующих предприятий, а малого и среднего бизнеса — это принесет более долговременный эффект в условиях кризиса.

— Такое утверждение было бы верным, если бы малый бизнес мог поддержать экспорт. Пока же у нас львиная доля малых предприятий, к сожалению, занимается не экспортом, а торговлей, продвигая в большинстве случаев импортный товар. А нам, чтобы выживать в условиях кризиса, нужно компенсируя импорт, наращивать экспорт.

Поэтому поддержка будет оказываться в первую очередь предприятиям-экспортерам, а также инновационным предприятиям. Но это касается как крупных предприятий, так и малых и средних.

В целом предложений по либерализации экономики от бизнес-ассоциаций поступило достаточно много, но не все они носят конструктивный характер.

— Какие конкретные предложения предпринимателей Минэкономики считает преждевременными?

— Например, отмену единой тарифной сетки для частных предприятий. Этот вопрос обсуждается в правительстве, но я считаю, сейчас ее отменять нецелесообразно, поскольку в Беларуси нет четко разработанной системы оплаты труда в этой части. Тарифную сетку придется чем-то заменять, поскольку во время кризиса она дает населению определенную гарантию, определяя минимальный уровень оплаты труда. Отменой существующей системы смогут воспользоваться находящиеся не в самом лучшем положении предприятия и серьезно сократить заработную плату, в результате чего пострадают люди. Такие реформы, как пенсионная, оплата труда, можно проводить только в условиях стабильной экономической ситуации. А в условиях нынешней неопределенности, вызванной воздействием мирового кризиса, это может привести к серьезной разбалансировке многих социальных механизмов.

То же касается и расширения практики применения свободных цен. Этот вопрос в настоящее время также прорабатывается, но все дело в том, что либеральное отношение к ценам требует очень серьезного и порядочного поведения субъектов хозяйствования. Многие предпринимательские круги, взяв в качестве лозунга либерализацию, считают, что это абсолютная свобода, которая не требует никакой ответственности. И январь нынешнего года, когда после девальвации необоснованно взлетели цены, это хорошо продемонстрировал. Либеральные меры в сфере ценообразования должны сопровождаться дополнительными мерами контроля и регулирования. И здесь важнейший инструмент, который надо задействовать, — применение антимонопольного законодательства. У нас его механизмы применяются пока недостаточно.

— И все же, стоит ли бизнесу рассчитывать на серьезное снижение налоговой нагрузки, на привязку арендных платежей к белорусскому рублю вместо евро, на другие послабления?

— Сейчас идет проработка вопросов, связанных с переводом привязки арендных платежей на белорусский рубль. Будет продолжена и поэтапная работа по снижению налоговой нагрузки на предприятия, в том числе малые. В частности, разработан и внесен на рассмотрение в Администрацию Президента проект указа о налогообложении отдельных доходов акционерных обществ. Проект документа предусматривает освобождение от налогообложения сумм эмиссионного дохода, возникающего в виде превышения стоимости акций ОАО над их номинальной стоимостью при размещении акций в соответствии с законодательством. Также подготовлен проект указа, предусматривающий совершенствование порядка исчисления и уплаты таможенных пошлин и налогов, в частности, освобождение от обложения таможенными пошлинами и налогами товаров незначительной (до 200 евро) стоимости. В целом ожидается, что налоговая нагрузка в 2009 году будет снижена на 1,3% к ВВП, что позволит оставить в распоряжении субъектов хозяйствования до Br2 трлн.

— Будут ли улучшаться в Беларуси условия для инвесторов?

— С этой целью, в частности, подготовлен проект постановления Совета Министров "О совершенствовании порядка подготовки и рассмотрения инвестиционных договоров с Республикой Беларусь". Он предусматривает совершенствование механизма отбора инвесторов, претендующих на заключение инвестиционного договора с Беларусью, предоставление права мес

тным исполнительным и распорядительным органам заключать инвестиционные договоры от имени Республики Беларусь в случае их уполномочивания Президентом и другие меры. Кроме того, разрабатывается проект нормативно-правового акта, направленного на повышение привлекательности уникальных и крупномасштабных инвестиционных проектов. В частности, предлагается упростить для крупных иностранных инвесторов режим получения земельных участков в аренду, отменив аукцион и взимание платы за заключение договора аренды.

— А о каких конкретных результатах проводимой в Беларуси либерализации экономики можно говорить на сегодняшний день?

— В результате реализации планов первоочередных мероприятий по либерализации экономики в 2008 и 2009 годах осуществлен целый ряд важных преобразований, уже продемонстрировавших свою экономическую эффективность. Например, указом №1 от 3 января 2009 года снижены ставки налога при применении упрощенной системы налогообложения: с 10 до 8% от валовой выручки без уплаты НДС, с 8 до 6% от валовой выручки при уплате НДС, с 20 до 15% при использовании в качестве налоговой базы валового дохода. Только в январе текущего года в бюджет поступило Br40,3 млрд. налога от субъектов хозяйствования, использующих "упрощенку", что в 2,3 раза превышает показатель того же периода 2008-го.

С 1 февраля нынешнего года в Беларуси декретом №1 введен полноценный заявительный принцип регистрации субъектов хозяйствования. В результате если ранее в среднем за одни рабочий день регистрировалось 48 юрлиц и 137 индивидуальных предпринимателей, то после введения заявительного принципа эти цифры за один рабочий день возросли до 90 и 208 соответственно.

Важным является отмена регистрации цен (тарифов) на новые товары, приостановлен контроль (надзор) за деятельностью субъектов хозяйствования в форме проверок и ревизий и другие меры.

Согласно Плану первоочередных мероприятий по либерализации условий экономической деятельности в 2009 году продолжается работа по таким основным направлениям, как совершенствование административных и технических процедур; упрощение сертификационной деятельности; усовершенствование налогового и таможенного законодательства и т.д.

Наталья ВЕРБИТСКАЯ, БЕЛТА