На данный момент конкурентоспособность продукции "Белнефтехима" весьма невысока. Об этом рассказал экономист Леонид Злотников. Причины такого положения дел, по мнению эксперта, лежат в технологической отсталости предприятий концерна. "Выход из создавшейся ситуации лежит в приватизации предприятий с привлечением стратегического инвестора", — уверен эксперт.
"В Беларуси глубина переработки нефти существенно ниже по сравнению с развитыми странами. Например, светлых нефтепродуктов (бензина и керосина) из тонны нефти у нас выходит 700-730 кг, а в этих странах — 900-930 кг", — приводит данные Леонид Злотников.
Он также обратил внимание на то, что "Белнефтехим" заявил о намерении проводить модернизацию, но делает это очень медленно. "И это несмотря на то, что на поддержку нефтепереработчиков в бюджете-2010 запланировано более четырех триллионов белорусских рублей субсидий на возмещение стоимости импортируемого углеводородного сырья. На совокупные расходы на топливо и энергетику в республиканском бюджете предусмотрено 5642,7 млрд. белорусских рублей", — приводит слова эксперта "Завтра твоей страны".
В такой ситуации, по словам эксперта, оптимальным вариантом решения проблем становится приватизация предприятий концерна. "Таким инвестором могут стать, в первую очередь, российские компании, потому что у кого труба, кто будет качать нефть, тот обычно и является собственником этих перерабатывающих заводов. В нефтяной промышленности доминирует вертикальная интеграция — переработки нефти и ее добычи", — считает Леонид Злотников.
С такой точкой зрения соглашается руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук. "Когда стало очевидно, что Россия не будет нам беспошлинно поставлять весь объем нефти, который мы можем переработать, лучшим решением была бы приватизация, по крайней мере, одного из нефтезаводов", — предлагает Ярослав Романчук.
Он также предлагает для обеспечения максимально низких цен на топливо просто пустить на рынок импортных производителей нефтепродуктов.
"И тогда бы цены для отечественных автомобилистов были бы другие. Третий ресурс снижения цен на бензин и обеспечения конкурентоспособности белорусских товаров — это, безусловно, снижение налогов на нефть и продукты нефтепереработки. Ведь если условно брать цену одного литра бензина в один доллар, то в этом долларе 80 центов сейчас составляют налоги", — подсчитал эксперт.