Экономический кризис показал необходимость изменения политического курса Беларуси

0
202
Мировой финансово-экономический кризис подчеркнул структурные недостатки экономической модели Беларуси, а также ухудшившуюся ситуацию с ее внешней ликвидностью. Об этом говорится в страновом докладе международного рейтингового агентства Standard&Poor’s (S&P). 
 
Вместе с тем, полагают аналитики S&P, "недавно принятая директива №4 и Программа социального и экономического развития свидетельствуют о намерении белорусского политического руководства несколько отступить от ранее проводимого курса. Указанные документы в большей степени способствуют развитию частного сектора и повышению основных экономических показателей". В частности, в Директиве №4 "поставлены сразу несколько важных политических задач, включая переход на рыночные механизмы ценообразования, защиту частной собственности и снижение ограничений на уровень зарплаты". 
 
Экспертов настораживает доминирование государства практически во всех отраслях экономики, что "находит отражение, в частности, в высоком уровне государственной помощи предприятиям". "Кроме того, имеет место значительная квазифискальная поддержка в форме гарантий, регулирования цен, налоговых отсрочек и финансируемых государством программ кредитования, главным образом реализуемых с помощью государственных банков. Случаи ухода государственных предприятий с рынка крайне редки, а чрезвычайно низкий уровень безработицы позволяет предположить, что в стране широко распространена неполная занятость", — говорится в докладе. 
 
В Беларуси постоянно присутствует риск государственного вмешательства в сферу бизнеса, но, на взгляд аналитиков Standard&Poor’s, "его влияние постепенно снижается". В качестве аргумента эксперты приводят пример с отменой в 2008 году права "золотой акции". Однако продолжающееся судебное разбирательство по поводу аварии на приватизированной мебельной фабрике "Пинскдрев" "должно показать, будет ли государство ограничивать свое вмешательство лишь вопросами обеспечения безопасности или использует свое влияние для того, чтобы обратить начавшийся процесс приватизации вспять". Эксперты также отмечают наличие некоторого недовольства в стране в связи с тем, что "налоговое правоприменение непредсказуемо и несправедливо по отношению к прибыльным организациям". "Несмотря на это, уровень теневой экономики в Беларуси не выше, чем в других бывших республиках Советского Союза и составляет 15-20% "официального" ВВП, а уровень коррупции — намного ниже, чем во многих соседних странах", — говорится в докладе. 
 
С точки зрения аналитиков S&P, "правительство Беларуси постарается действовать взвешенно и проводить реформы поочередно — так, чтобы их эффект проявлялся постепенно". "Однако если эти реформы не провести сейчас, когда у страны еще есть небольшой запас прочности, позволяющий финансировать дефицит текущего платежного баланса, то в результате экономика Беларуси может оказаться в рецессии", — говорится в докладе. В то же время эксперты агентства не исключают возможности того, что "руководство Беларуси потеряет стимул к проведению реформ при благоприятном изменении внешнеэкономических условий".
 
В частности, речь идет о возможном позитивном характере сотрудничества с Россией, "несмотря на частые разногласия, происходящие в последние годы". "Россия удерживает весьма значительные рычаги влияния на Беларусь, так как остается ее основным торговым партнером и инвестором. Помимо всего прочего, она продает Беларуси природный газ по ценам ниже рыночных", — отмечают аналитики. Они прогнозируют, что "Россия, заинтересованная в доступе к определенным белорусским активам (например, в электроэнергетическом секторе), будет продолжать использовать метод "кнута и пряника". Более того, "Россия может предоставить Беларуси новые кредиты, которые в 2011 году будут использованы на финансирование дефицита платежного баланса".
 
А вот ухудшение отношений с Западом после президентских выборов может наложить свой отпечаток и на экономику. В частности, на ход переговоров по поводу новой программы с МВФ. "С самого начала и независимо от исхода выборов было ясно, что любая новая программа МВФ будет содержать намного более жесткие требования в отношении структурных реформ, чем предыдущая, но ввиду событий, связанных с подавлением оппозиции после выборов, можно с уверенностью сказать, что у Республики Беларусь практически нет возможности вести переговоры с позиции силы", — говорится в докладе. Кроме того, эксперты S&P не исключают вероятности "ухода из страны западных инвесторов в связи с действиями судебной системы Беларуси после выборов. Инвестиционная привлекательность страны во многом зависит от качества судебной системы".